ОХРАННИКА ДО УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: ИСТОРИЯ БИЗНЕСА ДМИТРИЯ ПОТАПЕНКО

ОХРАННИКА ДО УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: ИСТОРИЯ БИЗНЕСА ДМИТРИЯ ПОТАПЕНКО


Коротко: Дмитрий Потапенко – талантливый бизнесмен, стратег и настоящая акула бизнеса. Он способен выживать в любых условиях – современный кризис только способствует его развитию. Возможно, дело в его неординарном подходе к проблемам.

Подробно
Высказывания Дмитрия Потапенко разбирают по цитатам – каждая из них точная, лаконичная и правильная. Нестандартное мышление, интересная внешность (рост под метр девяносто и вес за центнер), нетипичный для миллионера гардероб (вряд ли отличишь от простого гражданина). И манера ведения бизнеса тоже нестандартная – руководимые им торговые сети остаются на плаву во время кризиса и санкций. В чем же секрет этого человека

От охранника до генерального: резюме Дмитрия Потапенко

У Дмитрия Потапенко биография достойна отдельной книги. Бизнесмен рассказывает: «Являюсь коренным москвичом в четвёртом поколении. Таких и не осталось уже…»

Известно о его чемпионском титуле по каратэ. О личной жизни: женат и двое детей. Любит получать знания: «Много учился и до сих пор учусь». Кроме диплома Московского института радиотехники и автоматики, есть профильные экономические «корочки» MBA (экономика), BABT при Минэкономразвитии, MBA (Business&EconomicOption) CaliforniaStateUniversity (HayWard). Такая мощная база позволяет нашему герою выстраивать верные стратегии бизнеса и придерживаться собственного мнения.

В конце восьмидесятых и начале девяностых годов прошлого века карьера героя была далека от экономической: санитар в морге, охранник из казино, телохранителем у президента банка «Российский кредит». Работая на трех работах, в 1989 году Дмитрий регистрирует свою первую фирму "Черный Барс", которая занималась промышленным альпинизмом. В 1992 году он открыл сеть розничной торговли электроникой «Тусар» – проекту помогала реализовываться фирма Natashkyang Korotia Systems.

«Послужной» список Дмитрия Потапенко впечатляет:

С 1995 по 2000 гг. – вице-президент по продажам и маркетингу GrundicGmbH в странах Балтики;
С 1998 по 2001 гг – генеральный директор ОАО «МЭЗ ДСП», вице-президент ПБК «КредитИмпексБанк» (связь с инвестиционным развитием);
С 2001 по 2003 гг. – заместитель компаний «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж»;
С 2003 по 2005 гг. трудился управляющим по сети сбыта «Пятерочка» (Москва и область);
С 2005 г. и по сегодня – родоначальник и сопартнер (управляющий) ManagementDevelopmentGroupInc. (торговые марки «Гастрономчикъ», «Продэко», «Марка»).
Не все предприятия – собственность героя. Но в работу каждой из вверенных «контор» бизнесмен вносил обязательный личный вклад.

Гордость за сделанное

«Я всегда работал, и очень много, – признается Дмитрий. – И буду работать, ведь жизнь – это и есть работа … и каждый раз над разным».

Например, в GrundigGmbH он создавал стратегии маркетинга и позиционирования интересов организации. Искал пути уменьшения выплаты налогов. Организовал оптовые и розничные торговые операции с оборотом $ 120 млн/год. В GrundigGmbH Потапенко проводил много внутренних тренингов для сотрудников, разрабатывал новые услуги и продукты, делал работы, связанной по сотрудничеству с южнокорейскими, китайскими, американскими и германскими партнерами.

В крупном европейском заводе по выпуску мебельных деталей и ДСП «МЭЗ ДСП» у Дмитрия было море работы – от реструктуризации организации и до составления алгоритма антикризисного руководства. Прописывал проект развития бизнеса с «КредитИмпэксБанк». Оптимизации требовали разные сферы деятельности – от работы с таможней и кредитными отношениями до адаптации фирмы к проверкам фискалов. Вел много дел по управлению – от коллектива в 2500 человек до структурирования команды директоров (по типологии Майерс Брикс). Пригодились и инженерные знания.

В «Логосе» и «Центре оптовых продаж» создал группу с семью разными направлениями – каждая была каналом оптово-розничного сбыта печатной продукции по Москве и Содружеству. Здесь тоже пришлось начать с процесса реструктуризации. Всё уже по наработанной – от проектирования и анализа инвестиций, продуктов, услуг, программ тренингов и семинаров до контроля закупок, логистики и реализации. Приходилось планировать и новые виды деятельности.

В «Пятерочке» и «Карусели» сетевой бизнес Дмитрия Потапенко включал больше 150 объектов. Приходилось взаимодействовать с «власть держащими» органами Москвы и Московского округа. Это коснулось работы с Ленинградской областью и Северной столицей. Решал много вопросов по приобретению участков или уже готовых зданий. Дмитрий контролировал и согласовывал многие архитектурные проекты в требуемых инстанциях (все торговые комплексы создавались в одной концепции). Изучил мерчандайзинг, планировал и контролировал деятельность специалистов. Взял под контроль инвестиции и потоки финансов, организовал ценовую и сбытовую политики компании.

Там же он подготовил акции компании для выхода на биржу в качестве ценных бумаг, а на фондовую биржу – как новый эмитент. В подчинении было уже 10 000 человек.

В современную ManagementDevelopmentGroupInc входит не менее полутора десятков торговых сетей, ресторанов и производств. Общий оборот всего «богатства» составляет более 140 000 000 долларов в год.

Дмитрий о кризисе

Неутомимый Потапенко считает: до кризиса предприниматели не работали, а «барствовали». Темпы падения экономики заставляют паниковать, но только не Потапенко.

Он считает: нет никакого кризиса в России, так как нет и… собственного фондового рынка. Западные партнеры просто сворачивают свои проекты, а мы сами виноваты, что 20 лет занимались только администрированием.

Потапенко заявляет: все начали работать только с приходом кризиса. А до этого времени все работали «просто фигово» (цитируя бизнесмена):
«Это сейчас они стали устанавливать какие-то цели и сокращать издержки, связанные с бизнес-процессами. А до этого многие бизнес имели, чтобы перед бабами покрасоваться», – безапелляционно заявляет Потапенко.

Миллионер из метро

Сам Дмитрий не «выёживается»: спокойно ездит на метро (есть проездной билет), электричке и любом другом общественном транспорте. Не потому, что у него нет своих машин – их пять в гараже (марки Mitsubishi Pajero, Lexus и KiaRio). Вопрос, как именно ему удобно передвигаться, когда в неделю всегда по 5-6 перелетов или переездов.

Он считает: фетиш в виде супердорогой машины – настоящая шизофрения. А человек, который думает, что это круто, имеет серьезные проблемы с комплексом неполноценности.

Влияние кризиса на работы предприятий Потапенко

Кризис сказался на работе возглавляемых Дмитрием организаций. Признается: уровень спроса упал, продажи понизились на 16%.

Среди проведенных бизнесменом мер для удержания на плаву выделяют:
- сокращение персонала (40%);
- убавление ассортимента (от 15 до 60%);
- минимизация площади торговых точек (от 5 до 40%);
- лишение топ-менеджеров бонусов (0,5% от общего оборота сетей).
Меры позволяют не уйти в убыток и увеличивают прибыль. Жесткость в решениях привычна Потапенко: в 1998 году он за неделю уволил с фабрики «Сходня-Мебель» почти 1500 человек.

Эмоциональная составляющая бизнеса – не про Потапенко. Даже в отношении собственной продукции. В интервью он часто шокирует заявлениями: не ест в собственных заведениях и не приобретает продукты в своих магазинах. «Так можно перестать видеть главные нюансы», - объясняет позицию бизнесмен.

Блогер-экономист

Неординарность мышления подкреплена соответствующими теоретическими знаниями и огромной практической базой господина Потапенко. У Дмитрия есть собственный сайт, где он высказывает свое мнение. В 2016 году вышла в свет «Честная книга о том, как делать бизнес в России». К сказанному стоит прислушаться.

Например, являясь совладельцем сети, касающейся продуктов питания, Дмитрий сильно сомневается в необходимости маркировки продуктов по полезности. В первую очередь, это скажется на цене. Любая такая мера способствует росту коррупции: каждый предприниматель любым путем постарается добыть для своего товара вожделенный зеленый значок.

Что касается возникшего после введения санкций вопроса импортозамещения, Потапенко отзывается так:
«Говорить об этом можно, только когда всё полностью будет производиться отечественное – начиная от картошки, которую сажают в землю, и заканчивая трактором, который будет её обрабатывать (и даже руками, которыми она будет собрана). А чтобы так и было, следует возрождать собственную научную школу и делать инвестиции в технологическое развитие. Но на этот процесс понадобится не менее 10-15 лет».

Инвестиции, по мнению Потапенко, очень нужны. Причем в те сферы, где имеет место технологическая обработка или задействован интеллектуальный труд. Дмитрий подчёркивает: «У денег нет национальности. А самих денег у нас нет из-за того, что мы привязаны к сырью. Значит, надо сначала привлечь инвестиции на добычу сырья, потом привлечь деньги от продажи добытого, чтобы вложить их во что-то полезное, например, переработку тех же углеводородов».

На вопрос, что ждет его конкретную отрасль (и российскую экономику) в ближайшее время, дает ответ: по продуктам получат прибыль те игроки, приближающие свои цены к уровню супермаркетов эконом-сегмента. Для производства продуктов питания следует ждать уменьшения весовой части и состава продукции. Что касается общепита, то «провидец» предсказывает расцвет дешевых столовых. Стоит ожидать и усиления в использовании схем бартера.

Youtube-звезда

У дмитрия очень популярный канал на Ютубе, на текущий момент порядка 100 000 подписчиков (для сравнения "Бизнес секреты Олега Тинькова" 193 000). Довольно много, с учетом тематики.

Время покажет, насколько прав наш герой. Пока ему удается удачно сочетать не только руководство крупными предприятиями, но и много других параллельных обязанностей. И он только рад: это расширяет его знания и потенциал, помогая ему быть на голову впереди своих конкурентов.

Источник