АКИМ НИКИТИН

АКИМ НИКИТИН


Аким Александрович Никитин (1843 - 21 апреля 1917, Саратов) - выдающийся русский артист и предприниматель, один из основоположников русского национального цирка. Вместе с братьями Дмитрием и Петром открыл первые стационарные цирки в десятках городов России.

БИОГРАФИЯ

Братья Никитины — русские цирковые предприниматели, артисты Дмитрий Александрович (1835—1918), Аким Александрович (1843—1917) и Пётр Александрович (1846—1921).

Братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины родились в семье крепостного крестьянина Александра Никитина, в середине 1850-х годов отпущенного помещиком на волю и сделавшегося профессиональным шарманщиком. До того, как отцу Никитина была дана вольная, он работал шарманщиком по оброку.

Братья с детства «газировали» с отцом. С 1860-х годов выступали в балаганах, а затем и в цирках. К моменту начала выступлений в цирках у братьев сложились амплуа: Дмитрий — атлет, солист на балалайке; Аким — клишник, жонглёр, рыжий клоун (в маске Иванушки-дурачка); Пётр — антиподист, шпагоглотатель, прыгун, гимнаст на трапеции.

В 1873 году братья открыли в Пензе «Русский цирк братьев Никитиных». В 1876 году ими был открыт цирк в Саратове. Это были первые русские стационарные цирки. Впоследствии ими были открыты здания цирков (из дерева или камня) в Москве, Иванове , Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове, Тифлисе, Одессе, Минске , Орле и других городах.

Именем братьев назван цирк в Саратове (Саратовский цирк имени братьев Никитиных).

Аким Никитин похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.

РУССКИЙ ЦИРК БРАТЬЕВ НИКИТИНЫХ

В 1873 году, в Саратове был открыт первый русский стационарный цирк братьев Никитиных. Бродячими артистами начинали братья Никитины — Аким, Пётр и Дмитрий. Со временем они проявили себя, как одарённые исполнители в различных жанрах, как постановщики программ и пантомим, как энергичные организаторы циркового дела. Никитины стремились придать своим выступлениям национальное своеобразие. Они много сделали для поддержки русских артистов, внесли весомый вклад в развитие отечественного циркового искусства.
Сейчас саратовский стационар по праву считается одним из лучших наших цирков. В городе на берегу Волги прошли премьеры многих новых интересных номеров и целых программ, в том числе национальных...

Многие молодые исполнители начали свой путь в профессиональном искусстве с манежа саратовского стационара. И не случайно здесь утвердилась хорошая традиция торжественного посвящения в артисты.
Работники саратовского стационара регулярно организуют творческие отчёты, шефские выступления мастеров манежа на предприятиях города и перед тружениками села. Ежегодно цирк посещает более миллиона жителей Саратова и области...

В этом номере мы публикуем статью профессора Ю. Дмитриева «Самородки», рассказывающую о жизни и деятельности Никитиных, и главу из документальной повести Р. Славского «Братья Никитины — основатели русского цирка».

Мы ничего не знаем о детстве и молодости Александра Никитовича Никитина, кроме того, что он был уроженцем Саратовской губернии, крепостным помещика Кропотова и в 50-х годах прошлого столетия, вместе со своей семьёй, получил вольную. Тогда, а, может быть, и раньше, стал он ходить по городским дворам, трактирам и ярмаркам с шарманкой. Едва только находились хоть два-три человека, согласных его слушать, как шарманка устанавливалась на специальный костыль, владелец её начинал вращать ручку, и из ящика неслись звуки популярной в то время песни «Прелестная Катерина». Кроме шарманки у Никитина были ещё ширмы, из-за которых появлялся знаменитый Петрушка — молодой, весёлый человек, не лезущий за словами в карман, собирающийся жениться на Варюшке и без всяких церемоний расправляющийся с немцем-доктором, полицейским (будочником-капралом) и даже со смертью.
Жена Никитина — Ирина Ивановна помогала мужу, а дети — Дмитрий (1835— 1919), Аким (1843—1917) и Пётр (1846— 1924) как только подрастали, также начинали выступать перед публикой; пели, плясали, показывали акробатические номера, смешили зрителей комическими выходками, играли на музыкальных инструментах.
Профессия уличных артистов была нелёгкой, зимой и летом, в мороз и в жару, на любой площадке надо было показывать своё искусство. И хорошо, если публика расщедривалась и бросала деньги. А то исполнит бродячий артист весь свой репертуар, а зрители, почувствовав, что дело приближается к концу, постепенно разойдутся, никак не оплатив полученное удовольствие. Собирать деньги — это тоже была целая наука.
Конечно, уличные артисты обычно спешили туда, где собирался народ — на ярмарку, на большой базар, в город или село, где отмечался престольный или какой-либо другой праздник. Вскидывали на спину свой скарб и пешком отправлялись в путь в надежде на удачу.
Семья у Никитиных была дружная, трудовая, Ребята работали с душой, в самых сложных условиях они не ленились репетировать. Отец был человеком экономным и ребят приучал денег на ветер не бросать. Пьянства — этого вечного бича и порока уличных артистов, семья Никитиных не знала. И в результате ценою, разумеется, неимоверных усилий, удалось скопить достаточную сумму, чтобы в начале 70-х годов соорудить в Саратове на народном гулянии балаган.
Главное внимание здесь уделялось цирковым номерам, которые сами братья исполняли, кроме того в программу включалось выступление петрушечного театра...»
(Из журнала "Советская эстрада и цирк", № 9 (сентябрь), 1973 г.)