АЛЕКСАНДР ЧЕРТКОВ

АЛЕКСАНДР ЧЕРТКОВ


Александр Дмитриевич Чертков (19 июня (1 июля) 1789, Воронеж — 10 (22) ноября 1858, Москва) — русский учёный, археолог, историк, нумизмат, книжный коллекционер. Проводил исследования в области этрускологии и славистики.

БИОГРАФИЯ

Александр Дмитриевич происходил из старинного русского дворянского рода. Его отец — Дмитрий Васильевич Чертков, служил губернским предводителем Воронежского дворянства, а мать — Евдокия Тевяшева, была дочерью полковника, известного богача, собирателя книг Степана Ивановича Тевяшева. Дед со стороны отца, Василий Алексеевич Чертков, с 1782 по 1793 гг. был Воронежским, Харьковским и Саратовским наместником.

Александр Дмитриевич получил домашнее образование. Среди его наставников был учитель воронежского народного училища, впоследствии профессор Харьковского университета, Гавриил Петрович Успенский, автор «Опыта повествования о древностях русских» (1801 г.).

В 1808 г. Чертков приехал в Петербург и был принят на службу в департамент министерства внутренних дел. Однако спустя год он оставил службу и поступил в лейб-гвардии Конный полк. Вместе со своим полком принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах. Отличился в сражениях под Кульмом и при Фершампенуазе. Выйдя в отставку в 1822 г., Александр Чертков провёл два года в Европе, путешествуя по Австрии, Швейцарии, Италии. Находясь во Флоренции, познакомился с итальянским учёным, священником Себастьяно Чьямпи, благодаря которому, увлёкся изучением итальянских древностей.

Вернувшись в Россию, Чертков поселился в Москве, однако, с началом военных действий с Турцией в 1828 г. вновь поступил на военную службу, приняв участие в кампании в составе Гусарского эрцгерцога Фердинанда полка.

Окончательно выйдя в отставку по болезни в 1829 г., Александр Дмитриевич обосновался в Москве, изредка выезжая за границу и в имения. Принимал активное участие в общественной жизни города: избирался в уездные (1835 г.), а затем и в губернские (1844 г.) представители дворянства; дважды – в 1836 и 1846 гг. - в почётные попечители Московских губернских гимназий. Был одним из инициаторов основания в Москве училища живописи и ваяния, входил в состав совета; принимал участие в высочайше утверждённой комиссии для построения храма Христа Спасителя в Москве.

Ещё во время заграничных походов Александр Чертков начал вести тетради, в которых делал заметки, выписки из прочитанных им книг, отдавая предпочтение сочинениям по русской и славянской истории. Живя в Москве и выполняя многочисленные служебные обязанности, Александр Дмитриевич находил время для научных занятий, литературной деятельности. Благодаря своему знакомству с Г. И. Фишером фон Вальгеймом Чертков собрал большой минералогический кабинет, коллекцию бабочек. Но постепенно основным объектом его научных интересов стала русская история, а также коллекционирование и изучение предметов древности, документов, книг, монет, медалей. Чертков является автором многих исследований, среди которых первое место занимает «Описание древних русских монет» (М., 1834) с последующими прибавлениями (1837 г. и 1838 г.), составленное на основе изучения собственного собрания монет, а также коллекций Н. Головина и графа С. Г. Строганова. «Описание» стало первым научным трудом, посвящённым русской нумизматике, в котором был разработан системный подход к каталогизации, заложены основы для дальнейшего изучения. Академия наук присудила Черткову за его исследование полную Демидовскую премию, от которой автор отказался, передав средства на подготовку издания Остромирова Евангелия.

Научная деятельность Александра Дмитриевича Черткова была высоко оценена современниками: в апреле 1836 г. он был избран вице-президентом Императорского общества истории и древностей российских, состоял членом Одесского общества истории и древностей (1841 г.), Императорской Академии наук (1842 г.). С октября 1847 г. являлся почётным членом Императорского Русского археологического общества, а с 1849 г. по 1857 г. — президентом Императорского общества истории и древностей Российских.

Александр Дмитриевич унаследовал богатую книжную коллекцию отца и деда. Постоянно пополняя её в ходе своих научных изысканий, он пришёл к мысли собрать библиотеку, которая включала бы все сочинения, посвящённые истории России, в том числе и на иностранных языках; и сделать её доступной для учёных, любителей русской истории. В 1838 г. им, на основе собственного собрания была подготовлена и выпущена «Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях». Составленный по всем правилам библиографических описаний того времени, каталог содержал примечания почти к каждому изданию; указатели имен авторов, переводчиков, издателей. В 1845 г. было выпущено «Второе дополнение». Библиотека постоянно пополнялась новыми экземплярами и к концу жизни владельца насчитывала около девяти с половиной тысяч сочинений, включая издания на иностранных языках, славянских наречиях. Кроме того в её составе были и рукописные материалы, документы, грамоты, монеты. До образования отдела «Rossica» в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге библиотека Черткова была единственным собранием книг посвящённых изучению истории России и славянских народов.

Среди посетителей библиотеки Черткова были известные писатели, ученые: В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, Н. П. Погодин, Л. Н. Толстой и другие.

Александр Дмитриевич Чертков умер 10 (22) ноября 1858 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1863 г. сын Александра Дмитриевича, Григорий Александрович Чертков, выполняя волю отца, открыл бесплатную частную Московскую городскую Чертковскую публичную библиотеку, которую в 1873 г. передал в дар Москве. Впоследствии книжное собрание легло в основу Государственной публичной исторической библиотеки.

ВЕРСИЯ ЧЕРТКОВА: ЭТРУСКИ - ПРЕДКИ ДРЕВНИХ РИМЛЯН, КОТОРЫЕ ГОВОРИЛИ И ПИСАЛИ НА СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.

Кроме отечественной, Чертков занимался общеславянской историей, отыскивая в греческих, римских и византийских источниках забытые имена и дела славян. Свои догадки о древности и повсеместности славян на юге Европы он простирал иногда до того, что в этрусках и древнейших римлянах видел следы первых славян.

Согласно официальной истории в 1-ом тыс д.н.э. на территории современной Италии между реками Арно и Тибр существовала цивилизация Этрусков, оказавшая огромное влияние на развитие римлян.

Этруски оставили после себя много произведений искусства: великолепные храмы, фрески, украшающие гробницы, вазы из черной глины. Обрабатывали металл и делали потрясающие тонкие изделия из серебра и золота.

Историки не знают откуда появился загадочный народ, населявший Италию задолго до основания Рима и куда исчез. Язык этрусков не имеет родственников, а надписи этрусков, которых осталось более 12 тыс., так и не прочитаны согласно официальной науке. Этрусские надписи были непонятны уже римлянам, у которых существовала пословица «etruscum non legitur» («этрусское не читается»).

Официальные версии происхождения Этрусков:

Основной версией на сегодняшний день является северная теория происхождения, которую выдвинул Николя Фрере. По теории Фрере этруски проникли в Италию через Альпийский перевал. Данная версия не имеет никаких материальных подтверждений и тем не менее начиная с 19 века эта версия весьма популярна особенно у немцев.

Восточная теория происхождения была выдвинута на основании обрывочных данных оставленных Геродотом и другими античными авторами. Согласно версии Геродота этруски мигрировали из восточного Средиземноморья. Геродот называл этрусков Тиленами или Тирсенами. Это было задолго до того, как Рим стал оспаривать первенство в Италии.

Дионисий Галикарнасский выдвинул третью теорию, утверждая, что этруски были местным народом Италии, таким образом, оспаривая теорию Геродота.

Альтернативная теория:

В середине 19 века русский археолог и историк Чертков Александр Дмитриевич выдвинул свою, отличную от уже существовавших, теорию. Изучая древнюю историю, он пришёл к выводу, что этруски были славянами.
Нужно ли говорить о том, как учёный мир это воспринял Признание факта, что славяне населяли Италию ещё до возникновения Рима и основали там очаг древнейшей культуры, грозит далекоидущими последствиями.

В 1855–1857 годах из печати вышел основательный труд А. Д. Черткова «О языке пеласгов, населявших Италию и сравнение его с древлесловенским» . На основании глубокого и всестороннего анализа А. Д. Чертков доказывает, что древнейшие из сохранившихся в Италии надписей — «этрусские» — выполнены на СЛАВЯНСКОМ языке.

Независимо от Черткова, славянскую версию происхождения Этрусков предложил польский археолог и коллекционер Тадеуш(Фаддей) Волански.

Показательно, что в 1853 году католическая церковь запретила книги Воланского, а польские иезуиты сожгли его книги на костре. Но и этого им показалось мало, поэтому они требовали казнить учёного за его высказывания.

Вот отрывок письма Волански к археологу Каролю Рогавскому:
«Разве в Италии, Индии и Персии — даже в Египте — нет славянских памятников… Разве древние книги Зороастры, разве развалины вавилона, памятники Дария, остатки Парса–града (Персеполис) покрытые клинописью, не содержат надписей, понятным славянам Англичане, французы и немцы смотрят на это,»jak kozio na wod». Мы, Славяне, сможем довести эти исследования до конца, только в том случае, если дети и внуки наши захотят пойти по нашим следам!.»

К слову, Волански остался жив только благодаря вмешательству Николая I.

Примерно в тоже время, итальянский учёный, священник, филолог, этрусколог, славист Себастьяно Чампи предложил использовать славянский алфавит для расшифровки этрусских надписей. Чампи пришлось выучить польский язык, в связи с его работой в варшавском университете преподавателем. Себастьяно неожиданно обнаружил, что теперь стал читать и понимать древние этрусские тексты. Приехав в Италию, профессор поделился своим открытием с коллегами, но они ему напомнили, что немцы давно доказали, что славянские народы возникли на исторической сцене не ранее VI века н.э(!). Не сложно догадаться, какова была реакция на предположения Чампи.

Возникло противоречие. Историки считают этрусские надписи очень древними, еще до-римскими. Причем — «совершенно не поддающимися прочтению»... И тут оказывается, что они читаются ПО СЛАВЯНСКИ! Это переворачивало все устоявшиеся представления о древней истории, в частности — об истории Рима. А ведь история Рима является краеугольным камнем всей историко-хронологической версии Скалигера. Таким образом, работы Черткова, Чьямпи, Воланского вступили в резкое противоречие со скалигеровской историей и хронологией. Историкам было совершенно нечего возразить по существу, поэтому они прибегли к обычному в таких случаях приему — замалчиванию «неугодных» результатов. Сделали вид, что их просто не существует.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

Чертков А.Д. - Пелазго-фракийские племена, населившие Италию (1853).
Чертков А.Д. - О языке пелазгов, населивших Италию (1855).
Чертков А.Д. - О языке пелазгов, населивших Италию. Продолжение первое (1857).
Чертков А.Д. - О Белобережье и семи островах, на которых, по словам Димешки, жили руссы-разбойники 1845.
Чертков А.Д. - Описание войны великого князя Святослава Игоревича против болгар и греков в 967–971 годах 1843.
Чертков А.Д. - О числе русского войска, завоевавшего Болгарию и сражавшегося с греками во Фракии и Македонии 1842.
Чертков А.Д. - Очерк древнейшей истории прото-словен. Гл. 2 1851.
Чертков А.Д. - Фракийские племена, жившие в Малой Азии (1852).
Чертков А.Д. - Описание древних русских монет 1834.