АЛЕКСАНДР ПУШКИН

АЛЕКСАНДР ПУШКИН


"Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие."

"… Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал…"

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая июня 1799, Москва — 29 января февраля 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Происхождение Александра Сергеевича Пушкина идёт от разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Ратше. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом. Некоторые исследователи считают, что Абрам Петрович относился к нации фалашей из Эфиопии.

Дед по отцу Лев Александрович — артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец — Сергей Львович Пушкин (1767—1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович (1766—1830), был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга (в замужестве Павлищева, 1797—1868) и сын Лев (1805—1852).

ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ МИФ: "А. С. ПУШКИН БЫЛ НЕГРОМ"

Очень любит наш обыватель повторять вслед за русофобствующими интеллигентами и либералами всевозможные байки, которые порочат как русское национальное движение, так и весь Русский народ в целом. Вот и такой байкой является миф о том, что великий русский поэт Пушкин Александр Сергеевич был негром.

Однако в целях борьбы с подобными штампами и развенчивания всевозможных мифов, имеющих своей целью только опорочение национального самосознания Русского народа, стоит обратить непосредственное внимание на генеалогическое древо Александра Сергеевича, Итак... Прадед Александра Сергеевича, действительно был сыном эфиопского князя (скорее семитской, но отнюдь не негроидной крови), служившим у Петра I. Это один из восьми прямых предков Пушкина в четвёртом поколении Какова средняя доля его генов (если подходить обывательски к этому вопросу, а не с точки зрения науки) Правильно — 12.5 %. Это ничтожно по сравнению с остальной частью. Если подходить по этой логике, по которой Александра Сергеевича объявляют негром, то он также и немец, ибо в нём 12.5 % крови было немецкой. Однако 75 % крови в нём было именно русской.

ВНЕШНОСТЬ

Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года). Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В большей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе».
Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:
«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»

ТВОРЧЕСТВО

Перу А. С. Пушкина принадлежат стихи, поэмы (в том числе сказки и роман в стихах), прозаические произведения и драмы. Его литературные произведения были тесно связаны с насущными проблемами времени, не уводя читателя от реалий в мир иллюзий.
Одновременно с литературной деятельностью он вел и журналистскую. Также известен как автор критических и литературоведческих материалов и эпиграмм, направленных против реакционных государственных деятелей.
Всё творчество А. С. Пушкина является классикой.

БИОГРАФИЯ

Родился в дворянской семье.
19 октября 1811 года был определен в Царскосельский лицей, где провел шесть лет. Начало литературной деятельности.
Санкт-Петербургская светская жизнь. Пушкин становится первым русским профессиональным независимым литератором.
1820 г. Нарекания властей на литературную деятельность Пушкина. Высылка в Кишинёв. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин»
1823 г. Перевод в Одессу.
1824 г. Полная отставка от государственной службы. Перевод в имение Михайловское под родительский надзор. Запрещение на проживание в столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Новые литературные произведения: циклы стихов, драма «Борис Годунов», шуточная поэма «Граф Нулин».
1826 г. Запрещение на въезд в столицы снято. К этому времени Пушкин уже стал известным поэтом.
1 января 1830 г. — 30 июня 1831 г. Деятельность в «Литературной газете» А. Дельвига и конфликт с официозными изданиями. «Литературная газета» закрыта.
18 февраля (2 марта) 1831 — Пушкин вступает в брак с Натальей Николаевной Гончаровой.
В эти годы, прозванные впоследствии «реакцией при Николае Первом», некоторые произведения А.Пушкина запрещаются к публикации цензурой. Так случилось, например, с поэмой «Медный всадник».
1836 г. — Пушкин основывает новое издание — журнал «Современник».
27 января 1837 г. — дуэль Пушкина с Дантесом.
29 января (10 февраля) 1837 г. — смерть.

ЗНАЧЕНИЕ

Значение творчества А. С. Пушкина для всей русской культуры огромно.
Высказываний о Пушкине и его творчестве великое множество, потому что с его именем неразрывно связана вся последующая русская литература.
Русский поэт Аполлон Григорьев (1822—1864) сказал о Пушкине: «Наше всё».
Это выражение стало нарицательным для Пушкина.

«А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего». («Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», 1859)

Пушкин стал зачинателем русской культуры и русской литературы, основываясь на народном творчестве, но при этом исходя из европейских принципов и европейского опыта.

Самому Пушкину принадлежат слова: «Россия слишком мало известна русским» — так он писал в письме к П. Я. Чаадаеву. Действительно, именно Пушкин первым ввел в художественную русскую литературу историзм, до него в русской художественной литературе не существовавший (до того были исторические хроники, но впервые персонажи русской художественной литературы обрели конкретное существование в рамках определенной эпохи).

Пушкин стал родоначальником нового литературного русского языка, введя в литературу бытовые разговорные формы.

А. С. Пушкин стал первым и основным представителем новой русской культуры — культуры европеизированной, несущей все атрибуты западной, в первую очередь, французской культуры, абсолютно далекой и не имеющей ничего общего с так называемым «национальным самосознанием», в течение долгих десятилетий внушаемого советским официальным «пушкиноведением». Русская литература Пушкина целиком стояла на устоях европейской литературы.

Огромная слава поэта как первого русского литератора привела к определенному культу. Имя Пушкина приобрело форму всеобщего магического поклонения, в результате истинное изучение его творчества очень часто подменяется вымышленными изысканиями: демагогически трансформируются его высказывания и биографические факты, приписываются ложные взгляды, поверхностно или вольно пересказываются слова и цитаты — в первые годы советской власти новые или не слишком грамотные идеологи приписывали Пушкину собственные революционные убеждения (в 1937 году, когда на государственном уровне отмечали столетие смерти поэта, договорились до того, что назвали Пушкина пламенным борцом-революционером, воителем за народное счастье, на что народный юмор откликнулся анекдотом: Пушкин был настоящим революционером, потому что написал: «Октябрь уж наступил…»).

АНТИСЕМИТИЗМ ПУШКИНА

Презрение Пушкина к евреям имеет не столько национальную, сколько социальную подоплеку: это брезгливость дворянина, барина к торгашу, человека из приличного общества – к существу, готовому на пресмыкательство и всяческие унижения.

Еврей-банкир , еврей - биржевой воротила, железнодорожный магнат, подрядчик, крупный адвокат, издатель газеты, журнальный рецензент – с этими типами сталкивались Некрасов и Достоевский, Лесков и Чехов, но не Пушкин .

Великорусская интеллигенция, дворянская, помещичья по своему происхождению, евреев не знала, не видела и не могла видеть, потому что евреев в России тогда еще почти не было. Пушкин не знал других евреев , кроме как шинкарей, мелких торговцев и ремесленников, арендаторов – смешных и ничтожных.

Отношение Пушкина к евреям-современникам, разумеется, не назовешь ни теплым, ни уважительным, в этом смысле поэт не выделялся из литераторов того времени.
Александр Сергеевич, без большого почтения относился к жидам и не боялся, естественно, и не стеснялся употреблять слово «жид».

Поэзию Пушкина сравнивали с белым цветом, в котором скрыта целая радуга. Каждый находит в ней то, что ему ближе: целомудренность или эротизм, православную кротость или языческое буйство, мудрость или ребячество, либерализм или консерватизм, национализм и космополитизм, революционный порыв или благонамеренный монархизм. В качестве курьеза (но только ли курьеза) можно напомнить, что партия русских фашистов, действовавшая некогда в среде белой эмиграции, называла Пушкина своим культурным знаменем, а Татьяну Ларину – «настоящей фашисткой, выше всего ставящей долг».