ДЖЕК ЛОНДОН

ДЖЕК ЛОНДОН


"Печатью неукротимости должны быть отмечены его мысли и поступки. Он должен уметь с великолепным равнодушием встречать неудачи, должен обладать колоссальным самомнением, уверенностью, что все, что бы он ни сделал, правильно; должен, наконец, непоколебимо верить в свое расовое превосходство и никогда не сомневаться в том, что один Белый в любое время может справиться с тысячью черных, а по воскресным дням — и с двумя тысячами. Именно это и сделало Белого неукротимым. Да, и еще одно обстоятельство: Белый, который желает быть неукротимым, не только должен глубоко презирать все другие расы и превыше всех ставить самого себя, но и должен быть лишен всяких фантазий. Не следует ему также вникать в побуждения, мысли и обычаи черно-, желто — и краснокожих, ибо отнюдь не этим руководилась Белая раса, совершая свое триумфальное шествие вокруг всего земного шара". (из книги "Страшные Соломоновы острова".)

Джек Лондон (англ. Jack London; урождённый Джон Гриффит Чейни, John Griffith Chaney; 12 января 1876 — 22 ноября 1916) — американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов. Джек Лондон был вторым после Х. К. Андерсена по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 956 изданий составил 77,153 млн экземпляров.

НЕИЗДАННЫЙ РОМАН ДЖЕКА ЛОНДОНА.

Роман Джека Лондона "Мятеж на Эльсиноре" не издавался в СССР с 1929 года. Полагаю, что и изданные экземпляры позже хранились в спецхранах. Идеи, заложенные в произведение – белый расизм и ницшеанство. Могу поспорить, что в американских школах это произведение не включено в программу. А для десятых-двадцатых годов прошлого века, думаю, это был обычный текст.

Время действия – десятые годы 20 столетия. Группа белых аристократов отправляется в плавание на прекрасном паруснике «Эльсинора». Эпоха парусников уходит, вместе с ними уходят и настоящие моряки, потому нормальную команду набрать не удается, вместо неё на судно приходит сброд. Команда состоит из полукровок, цветных, а также белых вырожденцев. Большинство матросов – или бродяги (бомжи) или уголовники. За исключением подкаченной тройки висельников все выглядят как дегенераты.

Среди команды есть и идеолог – он, конечно же, красный. Вообще у Лондона красные очень часто ущербны физически, уродливы. Тем самым он подчёркивает свое неприятие марксизма, как идеологии слабых . (Например, в романе «Мартин Иден» марксисты, с которыми сталкивается герой, это тщедушные евреи и болезненного вида рабочие ). «Мятеж на Эльсиноре» не является исключением. Здешний проповедник коммунизма Муллигэн Джэкобс, отвратительный злой уродец с искривлённой спиной, ненавидящий весь мир, брызгающий ядовитой слюной, и в то же время преисполненный противной жалости к самому себе.

Сброду и скотам (именно так неоднократно называет Лондон матросов) противостоят аристократы, вымирающая раса господ. Вместе с ними их слуги: представители покорённых рас (китайцы), белые более низкого ранга (часть матросов), отдельно – японцы (к ним Лондон питает уважение).

Безоговорочный лидер белых – капитан West (говорящее название), автор также называет его Самураем. Он являет собой идеал нордического героя: отлично сложен, выдержан, немногословен. Достаточно его взгляда и короткого приказа, чтобы взять ситуацию под контроль. Его верный помощник - мистер Пайк . Если Вест это мозг корабля, вождь, то Пайк это боец, свирепый и непобедимый. На судне также есть помощник Меллер (который оказывается ренегатом). Пассажиры корабля: дочь капитана и философ, литератор и блестящий интеллектуал-ариец Патгерст. От его лица и идет повествование. Вот фрагмент, где герой говорит о могучем Пайке, капитане и сравнивает их с командой «мутантов»:

«Я почувствовал гордость, почти благоговение, глядя на него. Я был горд сознанием, что и у меня голубые глаза, как и у него, что и у меня, как и него, белая кожа, что мое место на юте рядом с ним и с Самураем,- почетное место одного из правящих, из господ. Ну, а остальные- это выродки и отверженцы, это темнокожие полукровки, ублюдки, остатки давно покоренных рас,- могли ли они идти в счет У меня не дрогнул ни один мускул, когда они погибали…В течение десяти тысяч поколений и веков мы попирали их ногами, порабощали, заставляя творить нашу волю»

Развитие сюжета идёт по узнаваемой схеме Джека Лондона: капитан и его верный помощник погибают (Пайк с ренегатом Меллером убивают друг друга, капитан гибнет при загадочных обстоятельствах), команда дегенератов поднимает мятеж. Патгерсту приходится возглавить сопротивление бунтарям и восстанавливать власть белых на корабле. Делает это он не посредством утончённых дискуссий, а с помощью кулаков, автоматического карабина, серной кислоты и самодельных бомб. Боевые инстинкты Белого человека, погрязшего в роскоши, комфорте и вирутальной (книжно-интеллектуальной) жизни просыпаются, когда он попадает в экстремальную ситуацию (эта же идея раскручивается в «Морском Волке»).

В итоге Патгерст и его возлюбленная Маргарет – дочь капитана (красивая, здоровая и умная женщина) побеждают вместе со своими слугами, мятежники смиряются и полностью признают власть нового Хозяина.

«И пока я, стоя на краю кормы, с моего высокого места смотрел на этих жалких людей, передо мною встало видение прошлого: передо мной прошли все поколения моих жестоких, неукротимых властелинов-предков… Три господина, стоявшие на этом месте, ушли из жизни – Самурай, мистер Пайк и мистер Мэллер. И вот здесь я… не моряк, а господин только по крови, как потомок моих предков…»

Собственно «Эльсинора» - это современное автору общество, рассмотренное через призму ницшеанства и расизма (в тексте есть прямая отсылка к Ницше). Белая раса вымирает: закаленные в битвах бойцы (такие как Вест и Пайк) стареют, уходят. На смену им являются изнеженные неправильным воспитанием и комфортной жизнью сыновья. Стремительно увеличивается количество дегенератов, идет расовое смешение. Немудрено, что вчерашние рабы попытаются поднять бунт и захватить власть. А белой расе грозит именно такой сценарий, тревожится Лондон, что, в общем-то, происходит на наших глазах. И выход из такой ситуации автор находит только при помощи оружия: "Оружие не лжёт".