ГАНС ГЮНТЕР

ГАНС ГЮНТЕР


"Если бы люди чисто нордической крови, будь то русские или итальянцы, будь то англичане, немцы, французы, испанцы и скандинавы, сумели выступить сплочённо, независимо от языков, сословий, цивилизаций во всех частях света, как это умеют делать евреи, то история всего Запада и Нового Света была бы иной"

Ганс Фридрих Карл Гюнтер (нем. Hans Friedrich Karl Gnther; 16 февраля 1891, Фрайбург — 25 сентября 1968, там же) — германский антрополог и евгенист.

Он преподавал в университетах Вены, Берлина и Фрайбурга, написал многочисленные книги и эссе по расовой теории. В 1929 году он издал «Краткую расологию немецкого народа», которая стала очень популярной. 14 мая 1930 года был назначен на только что созданную кафедру социальной антропологии в Йенском университете, где он 15 ноября того же года прочел свою вступительную лекцию под названием «Причины расового упадка немецкого народа после Великого переселения народов». После прочтения лекции с ним тем же вечером общался Герман Геринг и обратился ко всем собравшимся с хвалебной речью в адрес Гюнтера.

ЮНОСТЬ

Отец Ганса Гюнтера Карл Вильгельм был потомственным музыкантом, семья которого происходила из окрестностей города Дессау (Саксония-Анхальт). Мать Гюнтера Матильда Катарина Агнес, урожденная Кропф, была родом из Штутгарта, где жило несколько поколений её семьи. По этой линии прослеживается отдаленная связь с семьей матери Кеплера, великого астронома и астролога.

Гюнтер учился в родном Фрайбурге в университете Альберта Людвига, где он изучил сравнительную лингвистику, но также слушал лекции по зоологии и географии. Аттестат получил в 1910 году. В 1911 он провёл семестр в Сорбонне (Париж).

МОЛОДОСТЬ

Он окончил докторантуру в Сорбонне в возрасте 23 лет, в 1914 году, защитив диссертацию на тему «Об источниках народной книги о Фортунате и его сыновьях» — романтическом, полусказочном собрании авантюрных историй эпохи средневековья. Первые свои деньги он заработал, издав эту работу отдельной книгой.

В этот же год начинается Первая мировая война, Гюнтер вербуется в пехоту, но вынужден комиссоваться из армии с полученным на службе тяжелым суставным ревматизмом. Он продолжает службу, но уже в качестве санитара Красного Креста.

ЗРЕЛОСТЬ

В 28 лет, в 1919 году Ганс Гюнтер официально выходит из протестантской церкви и начинает писать свою первую программную работу «Рыцарь, Смерть и Дьявол. Героическая мысль», которая вышла в 1920. Книга была напечатана в Мюнхене Юлиусом Фридрихом Леманом, специализировавшимся на издании националистической литературы. Генрих Гиммлер был очень увлечен этой книгой.

В 1922 Гюнтер продолжает учиться уже в Венском университете, работая в музее в Дрездене. В 1923 он переехал в Скандинавию, где жила его вторая жена-норвежка. Он получил научные награды от Упсальского университета и Шведского института расовой биологии, возглавляемого Германом Люндборгом. В Норвегии же он встретил Видкуна Квислинга, будущего «фюрера» Норвегии.

ГЮНТЕР И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

В 1930 году Гюнтер через своего друга Пауля Шульце-Наумбурга (1864—1949) знакомится с руководством национал-социалистической партии, победившей только что на выборах в Тюрингии. Следствием этого знакомства явилось создание правительством Тюрингии по специальному распоряжению от 14 мая 1930 года кафедры социальной антропологии в Йенском университете, несмотря на протесты либеральной профессуры.

В тот же день Ганс Гюнтер был назначен профессором на только что созданную кафедру социальной антропологии в Йенском университете, где он 15 ноября того же года прочел свою вступительную лекцию под названием «Причины расового упадка немецкого народа после великого переселения народов». После прочтения лекции с ним тем же вечером общался Герман Геринг и обратился ко всем собравшимся с хвалебной речью в адрес Гюнтера. Уже вечером восторженные студенты устроили факельное шествие перед домом нового преподавателя. Но отзывы в не разделявших идеи национал-социализма газетах были иного рода: его кафедру назвали «кафедрой антисемитизма», а его лекцию, как и любого учёного подобного рода в то время, покушением на науку.

С этих пор жизнь Гюнтера была связана с национал-социализмом, что имело неприятные последствия. В 1931 году некто Карл Даннбауэр, имея задание убить лидера партии Розенберга, упустил его из вида и принял решение убить Гюнтера. Предпринятая им попытка оказалась неудачной из-за оказанного Гансом Гюнтером сопротивления, хотя Ганс и получил ранение в руку, требующее в последующем длительного лечения.

В 1935 он покидает Йенский университет, став профессором этнологии, этнобиологии и сельской социологии Берлинского университета, одновременно с этим руководя расовым институтом в Далеме. С 1940 до 1945 он был профессором в Университете Альберта Людвига, однако, в 1939 году он всё же возвращается в свой родной Фрейбургский институт и преподаёт там, пока в 1944 году здание института не было разрушено во время бомбардировок города англо-американской авиацией.

Он получил несколько наград во времена Третьего рейха, особенно в 1935 году. На партийном съезде 11 сентября 1935 года Альфред Розенберг, главный идеолог партии вручил Гюнтеру как первому лауреату премию НСДАП в области науки и подчеркнул в своей речи, что Гюнтер «заложил духовные основы борьбы нашего движения и законодательства рейха».

В последующие годы Гюнтер получил медаль Рудольфа Вирхова от Берлинского общества этнологии и антропологии, которое возглавлял Ойген Фишер, и был избран в руководство Немецкого философского общества. По случаю 50-летия (16 февраля 1941 года) Гюнтер был награждён медалью Гёте и золотым партийным значком. Кроме того, с 1933 года он вошел в Совет по демографии и расовой политике, находившийся в подчинении Вильгельма Фрика, министра внутренних дел и народного образования Тюрингии.

В апреле 1945 года в Тюрингию вошли американцы и заняли виллу Шульце-Наумбурга. Гюнтер, как и другие жители Веймара, несколько недель работал в концлагере Бухенвальд. Когда стало известно, что Тюрингия войдет в советскую зону, Гюнтер с семьей вернулся во Фрайбург.

Три года Гюнтер провел во французском концлагере без суда и следствия. 8 августа 1949 года суд третьей инстанции вынес приговор об освобождении, гласивший, что Гюнтер
« Всегда действовал в рамках международной науки и никогда не участвовал в травле евреев.»

Парадокс состоит в том, что главный расолог Третьего рейха никогда не был членом НСДАП, хотя и был награждён золотым партийным значком.

ПРИЗНАНИЕ ГЮНТЕРА В АМЕРИКЕ

В 1953 году Американское общество генетики человека выбрало Ганса Ф. К. Гюнтера своим членом-корреспондентом. Он был по-прежнему единственным немецким расовым теоретиком, который имел связи и известность среди иностранных специалистов.

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ

Гюнтер являлся адептом нордицизма. Он выделяет шесть европейских субрас:
Нордическая раса (нем. nordische Rasse)
Динарская раса (нем. dinarische Rasse)
Западная раса (средиземноморская раса) (нем. westische (mediterrane) Rasse)
Восточная раса (альпийская раса)
Фальская раса
Восточно-балтийская раса
Из этих рас, нордическая объявлялась самой благородной и главной творческой силой в истории. Согласно Гюнтеру, высокорослые долихокефальные блондины — представители нордической расы основали едва ли не все выдающиеся культуры в истории. Остальные расы расценивались Гюнтером ниже; семиты (евреи) считались полной противоположностью нордической расе, способной вносить только «смуту и беспорядки».

Расовая теория Гюнтера близка к нордицизму, хотя Гюнтер не утверждает, что нордическая раса является высшей.
« Часто повторяется одна и та же ошибка: нордическую расу восхваляют как «высшую», «самую благородную» как чуть ли не единственную создательницу цивилизации на Земле. Все это лишь крики рыночных зазывал. Для восточно-азиатской или африканской цивилизаций нашего времени примесь нордической (или любой другой чуждой) крови будет «неполноценной», так как ценность расы всегда познаётся лишь в соотношении с определённой цивилизацией, и нордическая кровь для африканских или азиатских цивилизаций будет разлагающим фактором. »

НОРДИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

В 1925 г. Гюнтером была сформулированна нордическая идея — ряд концептуальных положений, направленных на сохранение нордической расы.

БИБЛИОГРАФИЯ

Уход Ганса Бальденвега, 1920 год, драма
Рыцарь, Смерть и Дьявол. Героическая мысль, 1920 год
Об источниках народной книги о Фортунате и его сыновьях, диссертация, 1922 год
Расология немецкого народа, 1922 год
Старая академическая наука
Расология Европы, 1924 год
Нордическая идея среди немцев, 1925 год
Рыцарь, Смерть и Дьявол, стихи, 1925 год
Аристократия и раса, 1926 год
Раса и стиль, 1926 год
Немецкие головы нордической расы (в соавторстве с Ойгеном Фишером), 1927 год
Платон как хранитель жизни, 1928 год
Расовая история эллинского и римского народов, 1928 год
Расология еврейского народа, 1929 год
Краткая расология немецкого народа, 1929 год
Индоевропейская религиозность, брошюра. 1934 год
Религиозность нордического типа, 1934 год
Урбанизация, ее опасность для народа и государства с точки зрения биологии и социологии, 1934 год
Создание правящей знати путем родового воспитания, 1936 год.
Формы и история брака, брошюра, 1940 год
Крестьянская вера, 1942 год
Выбор супружеской пары для счастья в браке и улучшения наследственности
История жизни эллинского народа, книга, 1956 год
Исчезновение талантов в Европе, 1959 год, книга, посвященная вопросам евгеники.
История жизни римского народа, книга 1957 год
Иисус, его миссия и отношение к ней на Западе, книга, 1952 год
Нордическая раса у индогерманцев Азии
Мои впечатления об Адольфе Гитлере, 1969 год