ИГНАТ НЕКРАСОВ

ИГНАТ НЕКРАСОВ


3a38c0d6


Игнат Некрасов (род. в <1660>, станица Голубинская. - ум. в <1737>) — донской казак, атаман Есауловской станицы, сподвижник атамана Кондрата Булавина в борьбе с царским режимом за независимость Дона. Основоположник казачьих законов, именуемыми: "Заветы Игната".
После гибели Булавина, Некрасов увёл часть казаков на Кубань, в то время территорию Крымского ханства, которых стали называть "некрасовцами". Постепенно с казаками-некрасовцами в единое Кубанское казачье войско объединились старые кубанские казаки - бежавшие с Дона в конце XVII века старообрядцы (ахреяне).

БИОГРАФИЯ

Казак станицы Голубинской. Сведения о его происхождении отсутствуют, приписываемое ему в литературе отчество "Фёдорович" - вымышленное и в исторических документах не упоминается. Один из лидеров Булавинского восстания 1705-1708 гг. Игнату Некрасову и второму сподвижнику Ивану Драному, Булавин поручал самые серьезные боевые операции против карательных войск Петра I.

УЧАСТИЕ В БУЛАВИНСКОМ ВОССТАНИИ.

7 июня 1708 г. Драный и Некрасов взяли Черкасск.
Некрасов вместе с Павловым осадил Царицын и приступом взял его.
Расправившись с воеводой, боярами и прибыльщиками (налоговыми чиновниками), он ввел казачье самоуправление в Царицыне.

Затем Некрасов направил свои войска по суше к Тамбову и Пензе. Сам же с небольшим числом восставших двинулся к станице Голубинской.

По пути, узнав о гибели Булавина, он посылает грозное письмо к старшинам Черкасска с требованием ответа, за какую вину они убили Булавина:
«... И есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску...».

Некрасов собрал значительные силы в Паншине и Есауловской, намереваясь идти на Черкасск. Это обеспокоило В. Долгорукого, который, не скрывая опасности, писал 5 августа полковнику Дедюту:
«... А на Дону Некрасов збирает великие войска воровские. Боже сохрани от него, ежели зберетца, не плоше Булавина».

Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский - на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение.

Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он уводит булавинцев (в сентябре 1708 г.) на Кубань. Правительство считало национально-освободительное движение на Дону подавленным.

ИСХОД КАЗАКОВ НА КУБАНЬ. "НЕКРАСОВЦЫ".

С уходом Некрасова на Кубань начинается новый этап борьбы, превратившейся в движение казаков - некрасовцев. По своему этническому составу оно было более единым, чем булавинское, и продолжительным (с 1709 по 1737 год). В процессе нового этапа освободительного движения с царским режимом Некрасов создал устойчивую казачью общину, потомки которой являются нашими современниками. Единомышленники Некрасова верили в него и шли за ним. Уход Некрасова на Кубань (бывшая турецкая территория) был вынужденным. Ушли с ним казаки идейно сильные, убежденные в правоте своей борьбы за казачью волю с царем, боярами, помещиками, князьями. Официальное сообщение В. Долгорукого царю гласит, что «ушло 2000 человек». Другие свидетельства говорят, что ушло 600 семей; третьи, например Ригельман, утверждают, что с Некрасовым ушло 8000 душ обоего пола. Сами некрасовцы считают, что «Игнат увел 40 тысяч казаков, кроме малого, кроме старого».

Пётр I понимал, что борьба казачьего народа за волю не закончена, национально-освободительное движение стало более организованным, идеология свободы охватывало все большие круги казаков Дона, потому он официально обратился с запросом в Константинополь к султану, чтобы тот выдал Игната Некрасова и его сподвижников (И. Лоскута, И. Павлова, С. Беспалого, С. Ворыча и др.).

Азовский губернатор И.А. Толстой в специальном донесении царю от 12 января 1709 г. сообщает о переговорах с Турцией: «О Некрасове в Царь-град к брату своему писал я прежде сего... А ныне по письму Вашего величества домогатца того стану всячески, чтобы оного вора отдали». Переговоры о выдаче Некрасова не дали положительных результатов.

Некрасовцы, пришедшие на Кубань к устью реки Лабы, обосновались на правом берегу в нескольких селениях. Позже большая часть, во главе с И. Некрасовым, поселилась на Таманском полуострове, между Копылом и Темрюком, где некрасовцы основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Собрав силы, И. Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом казаков пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушел на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило царя. Петр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова.

Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711 г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил.

В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713 г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью рассылал «прелестные» (прельщающие) письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии.

В 1715 г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань.

В 1717 г. И. Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. Правительство считало борьбу некрасовцев «воровским делом», а учение раскольников о равенстве – ересью.

Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию.

Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Петр I в 1720 г. издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды.

В 1727 г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 казков. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань.

Начиная с 1719 по 1727 г. из России бежало более 200 тысяч казаков, крепостных крестьян.

А с 1727 по 1741 г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам.

Документы о булавинском и нeкpacовcком движении (письма, сводки, донесения) писались сторонниками правительства, поэтому в большинстве своем они тенденциозны, особенно в оценке движения и в описании фактов.

Более объективными документами были письма вождей этого движения, но их сохранилось немного. В этом отношении очень важны и приобретают большое значение народные рассказы, предания, песни. В них почти документально выражены истинно народные понятия и суждения о событиях.

На дипломатическом поприще атаману тоже удалось добиться крупного успеха – крымский хан, а затем и турецкий султан предоставили казакам особые привилегии (боевые качества казаков были хорошо им известны – к примеру в 1730-х годах крымский хан Менгли-Гирей держал при себе в качестве личной охраны сотню казаков-некрасовцев):
1) предоставление казакам практически полной свободы в вопросах внутренней организации Казачьего войска
2) предоставление им права и реальной возможности свободного и беспрепятственного отправления культа
3) признание их равноправного статуса как крымскоподданных наряду с мусульманским населением
4) снабжение казаков в военное время оружием, провиантом и т.п.

После 1737 г. походы Некрасова на Дон и южные окраины России прекратились. Игнат Фёдорович погиб осенью 1737 года в возрасте 77 лет в случайной стычке с солдатами заградотряда.

ЖИЗНЬ "НЕКРАСОВЦЕВ" В ТУРЕЦКИХ ЗЕМЛЯХ.

Спустя 4 года, помня заветы атамана о невозможности сотрудничества с «царской, бесовской властью», подавляющее большинство казаков переселилось на Дунай и Малую Азию образовав две независимых ветви «некрасовцев» – дунайскую и майносскую (по имени озера Майнос).

Оставшиеся на Кубани некрасовцы были практически истреблены императорскими войсками Екатерины II, особенно отличился «славный фельдмаршал» А.В. Суворов.

Российская армия с особой тщательностью и рвением преследовала уходящих по лесам и Камышевым плавням-болотам некрасовцев. На них устраивали настоящую охоту, окружая плавни и посадив засады. Горели подожженные карателями камыши. По колено, по грудь в воде отходили ночами по камышам казаки, унося на руках детей и оружие.

Позже об этих временах в станице Ново-Некрасовской Ставропольского края будет записано со слов казака Мантоева:
"Через плавни и Кубань шли ночами в камышах, а следом войско Екатерины. Если дите какое заплачет, то матери приказывали бросить в воду. Женщины закрывали рты младенцам, а они задыхались, умирали, так мертвых младенцев и несли на руках. Если ребенок кричал, а мать не отдавала ребенка, ее с ним топили, чтобы не выдать криком остальных. Много людей утонуло в кубанских плавнях. Многие матери сошли с ума, когда детей топили и бросали в воду".

Переселившиеся в Малую Азию казаки с годами создали русскую общину, прожившую среди инородцев более двух веков и сохранивших национальную и культурную идентичность.

Русский чиновник В.П. Иванов-Желудков, посетивший Майнос в 1863 году, обнаружил, что принципы военной демократии соблюдаются ими неукоснительно. Интересно его свидетельство о том, что атаманы и во время своей службы несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: “Атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни..."

Также отмечались аккуратные, богатые и красивые дома, наличие поголовной грамотности и собственных школ. В поселениях запрещалось производство и продажа хмельных напитков, запрещалось их употребление; за непочтительное отношение к старшим полагалась порка; оскорбление родителей и непослушание ими наказывалось батогами.

Главой семьи считался муж и отец, который не должен был обижать жену; по её жалобе Круг мог наказать мужа и даже постановить развод; разврат и насилие над женщиной наказывалось немилосердной поркой, а за измену мужу виновницу погребали в земле по шею или сажали “в куль да в воду”; такое же наказание устанавливалось для убийц; изменники подлежали смертной казни, а за некоторые меньшие вины перед обществом Круг мог изгнать провинившегося.

В духовной жизни “Заветы” требовали неизменно придерживаться старой веры, никонианское и греческое духовенство у себя к службе не допускать.
Нищим разрешалось подавать открыто, но обязательно тот же хлеб, что и сам ешь.

В 1912 году, часть казаков по разрешению царского правительства всё-таки приехала в Россию. Им запретили селиться выше Кубани. Положение основной массы оставшихся в Турции некрасовцев, продолжало ухудшаться. В сороковых годах XX века турецкие власти стали активно продавать земли вокруг казачьего поселения, надеясь, что это приведет к ассимиляции.

И только в 1962 году казачий круг обратился к Советскому правительству с просьбой разрешить казакам вернуться на родину «со старыми и малыми», всей общиной. Их поселили в Ставропольском крае. На момент переселения община казаков-некрасовцев насчитывала 700 семей.

Двести пятьдесят лет прожили казаки-некрасавцы в Турции, куда ушли с Кубани. Они сохранили язык, казачью православную веру, обычаи, культуру и традиции. Они до конца исполнили завет Игната Некрасова - "не покоряться, при царизме в Россею не возвертаться". Есть чему поучиться у вольных казаков...

ИГНАТОВА КНИГА. ЗАВЕТЫ ИГНАТА НЕКРАСОВА.

Свод законов был записан в «Игнатовой книге», которая хранилась в священном ларце в церкви на Майносе.

Заветы Игната:

1. Царизму не покоряться. При царях в Расею не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош.
8. Кош делится на три части: 1-я часть – войско, вооружение. 2-я часть – школа церковь. 3-я – помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга – смерть.
13. За разбой , грабёж, убийство на войне – по решению круга – смерть.
14. Шинков, кабаков – в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21. Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно – православной старой веры.
24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит – берут штраф два раза, на третий – секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.
30. За измену мужа ему бьют 100 плетей
31. За измену жены – закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра – секут и горячий котёл на голову
34. Если спутался с турками – смерть.
35. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
36. За измену войску, богохульство – смерть.
37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя.
42. За нарушением атаманом заветов Игната – наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» – высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длится лишь три срока – власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, – казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга, – изгнать, а то и убить как бунтовщика или еретика.

Всего «Заветы Игната» включали более 170 статей занесённых в рукописную книгу. К сожалению, в ходе бесконечных войн и переселений этот уникальный документ народовластия был утерян.