История первого киевского небоскреба – дома Гинзбурга

История первого киевского небоскреба – дома Гинзбурга


Вторая мировая война разрушила многие архитектурные шедевры центра Киева. Мы расскажем об одной из самых известных ее «жертв» – Доме Гинзбурга, первом небоскребе не только на территории Украине, но и в Восточной Европе.

Дом был назван в честь его строителя и владельца – Льва Гинзбурга, которого в Киеве величали «королем подрядчиков». Гинзбург внес огромный вклад в формирование архитектурного облика центра украинской столицы: кроме небоскреба на Институтской, он построил Киевскую оперу и Театр имени Ивана Франко, Дом учителя и Филармонию, Национальный художественный музей по улице Грушевского, Николаевский костел на Красноармейской и еще много зданий, ставших символами и украшением города. Наглядной рекламой строительной конторы Гинзбурга служил сохранившейся частично жилой дом по улице Архитектора Городецкого, 9, который также нарекли Домом Гинзбурга или «Киевским Парижем». Гинзбург сотрудничал с такими выдающимися архитекторами как Владислав Городецкий, Георгий Шлейфер и Павел Алешин. Известного на весь мир застройщика приглашали в Чикаго строить небоскребы, в Оксфорд - корпуса университета, но он остался верен Киеву. Не уехал Гинзбург и после революции, когда большевики отобрали у него всю недвижимость и сбережения. На смерть Гинзбурга в 1926 поэт Осип Мандельштам написал некролог: «Мученики частного капитала чтут память знаменитого подрядчика Гинзбурга, баснословного домовладельца, который умер нищим в советской больнице».

Небоскреб Гинзбурга был построен в 1910 – 1912 годах, во время строительного бума в Киеве по адресу Институтская, 4, на месте нынешней гостиницы «Украина». Проект разработали одесские архитекторы - Адольф Минкус и Федор Троупянский, которые проектировали и лучший в дореволюционном Киеве отель - Palast-Hotel (ныне пятизвездочная гостиница «Премьер Палас»). Как и все здания Крещатика начала прошлого века, Дом Гинзбурга был выполнен в стиле модерн. Площадь застройки составляла больше девяти тысяч квадратных метров. При строительстве было использовано 12 миллионов кирпичей. Дом имел h-образную форму и большой внутренний двор. Постройка высотки обошлась Гинзбургу в 1 500 000 рублей.

В связи со значительным перепадом высот на участке, этажность сооружения варьировалась. Крыло, располагавшееся вдоль Институтской, в верхней части насчитывало 8 уровней, в нижней – 9. Со стороны улицы Городецкого здание имело 11 этажей. Над зданием возвышалась башня со шпилем. Из-за расположения на холме здание визуально казалось значительно выше. Точная высота Дома неизвестна, высота со шпилем могла колебаться от 60 до 70 метров. Для сравнения, сегодня самый высокий небоскреб в Украине – 48-этажный жилой комплекс на Кловском спуске, 7 (168 м.). В начале ХХ века жилые дома такой высоты, как Дом Гинзбурга, существовали лишь в США, Канаде, Аргентине и Германии. Небоскреб оставался самым высоким зданием на территории Украины до 1928 года, вплоть до строительства в Харькове Госпрома.

Небоскреб использовался как доходный дом, в те годы такие дома были сильно распространены в крупных городах империи. На первых этажах размещались продуктовые магазины, остальные занимали квартиры, которые сдавались в аренду. Жильцы зачастую являлись людьми очень обеспеченными: в небоскребе было 94 шикарные квартиры – самые дорогие, одинадцатикомнотные, стоили от 1300 до 1700 рублей в год. В высотке имелось несколько лифтов, что в то время встречалось не часто. В Доме работало большое количество обслуживающего персонала, только уборщиков насчитывалось больше двадцати. На двенадцатом чердачном этаже находилась студия живописи Александра Мурашко: там выдающийся киевский художник делился секретами мастерства с молодыми коллегами. Сам Гинзбург проживал в небольшом двухэтажном доме, располагавшемся по соседству. С приходом советской власти небоскреб был национализирован, фешенебельные апартаменты перепланировали в коммуналки.

Небоскреб упоминается в путеводителе по Киеву 1912 года: «...гигант Л.Б.Гинзбурга - самое высокое и обширное здание во всем городе; дом этот имеет 10-12 этажей и 90 квартир, заключающих в общем свыше 500 комнат. С балконов верхних этажей этого «небоскреба» открывается широкий вид на Старый Город с его древнейшими церквями; отсюда можно также обозревать в ясную погоду почти весь город «с высоты птичьего полета».

Историки рассказывают, что до революции многие паломники, приезжавшие в Киев, крестились на небоскреб, принимая его за храм. Украинский советский режиссер Дзига Вертов запечатлел башню и двор высотки в немом экспериментальном фильме 1929 года «Человек с киноаппаратом», признанном шедевре синематографа.

Поздним вечером 24 сентября 1941 года, на пятый день немецкой оккупации Киева Дом Гинзбурга был взорван. Всего 24-27 сентября на воздух взлетели 16 зданий на Крещатике, взрывы и вызванные ими пожары превратили центральную магистраль города и примыкающие к ней улицы в руины. Сегодня все историки сходятся на том, что за взрывами, жертвами которых стали тысячи киевлян, а около 50000 горожан остались без крова и имущества, стояло НКВД. За несколько дней до захвата Киева энкаведисты заминировали большинство сооружений в городе, имеющих стратегическое значение. Операция, само собой, проводилась в режиме секретности. Так, в подвал дома Гинзбурга взрывчатку якобы занесли в деревянных ящиках под прикрытием перепрятывания архивов. В советское время ответственность за подрыв Крещатика возлагалась сначала на кровожадных фашистов, а с 1963 на группу диверсантов Ивана Кудри, которые якобы действовали по собственной инициативе, без указаний сверху. Зачем Кудри было взрывать свою главную подпольную квартиру, располагающуюся в небоскребе, где хранилось его оружие, не объяснялось.

Впрочем, взрыв разрушил небоскреб не полностью. «Скелет» здания снесли лишь в 1955 году, когда на месте бывшего Дома Гинзбурга начали строить высотку. К проектированию гостиницы «Москва» (в честь десятилетия независимости страны ее переименовали в отель «Украина») приступили в 1953, в эпоху сталинского ампира, и по первоначальному проекту она должна была походить на высотки, возведенные в 1940-ые годы в Москве. После прихода к власти Никиты Хрущева и принятия в 1955-м постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», проект отеля был значительно «урезан», уменьшено количество этажей и убран шпиль. Открытая в 1961 «купированная» гостиница не сильно понравилась большинству киевлян. Даже сам Хрущев, инициировавший «борьбу с архитектурными излишествами», пожалел, что здание не было построено по изначальному плану.

Сегодня ведутся разговоры о грядущей реконструкции Майдана. Ряд архитекторов, некоторые городские чиновники и многие простые киевляне выступают за демонтаж «Украины» и восстановление на ее месте Дома Гинзбурга.