Jornal de Noticias, Португалия

Jornal de Noticias, Португалия

Крым: факты и мифы

Анатолий Коваль — консул, глава миссии Украины в Португалии.
Факт 1. Крым известен человечеству на протяжении уже нескольких тысячелетий. В течение 134 лет крымский полуостров входил в состав Российской империи, 33 года был частью Советского Союза и 63 года принадлежал Украине как одной из республик СССР, а затем как независимому государству.

До этого в течение многих веков на этой территории господствовали скифы и киммерийцы, находились греческие колонии, какое-то время Крым был протекторатом Римской империи. Позднее полуостров был захвачен готами и гуннами и находился под контролем турок и кочевых булгар. В средневековый период Крым принадлежал Византийской империи и Хазарскому Каганату. На протяжении почти двух веков, с середины 15 века до 1783 года, Крым относился ко владениям Золотой Орды и впоследствии на его территории образовалось Крымское ханство, бывшее вассалом Османской империи.

На протяжении более трех столетий Крым был неразрывно связан с татарским народом. Как можно видеть, с исторической точки зрения в списке претендентов на полуостров Россия занимает далеко не первое место. Однако соображения исторического свойства в принципе не имеют никакого значения для определения государственной и юридической принадлежности Крыма.

В соответствии с договором о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от восьмого декабря 1991 года, Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, Договором о российско-украинской государственной границе от 28 декабря 2003 года, Россия обязана считаться с территориальной целостностью Украины, включая Автономную Республику Крым и город Севастополь, и гарантировать ее суверенитет. С момента подписания и ратификации упомянутых договоров любые отсылки к богатой истории Крыма с целью оправдать территориальные претензии России являются не более чем домыслами.

Факт 2. Передача Крыма из Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской ССР — далеко не единственный случай, когда советские власти перераспределяли территории между республиками СССР.

Стоит напомнить, что в период между 1919 и 1928 годом часть территорий советской Украины была в «добровольно-принудительном» порядке передана России, речь идет о Белгороде и Стародубе (северном уезде Черниговской губернии — в соответствии с административным делением Российской империи), Таганроге и Восточном Донбассе. В качестве главного аргумента назывались национальные и этнографические критерии, в отдельных случаях дополнявшиеся экономическими тенденциями. То есть данные решения оправдывались тем, что на этих землях преобладало этнически неукраинское населения и, следовательно, они должны быть переданы Российской Советской Федеративной Социалистической Республике.

Но, как говорится, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Когда в 1925 году встал вопрос о передаче Украине территорий, населенных этническими украинцами, как в случае северной Слобожанщины (частей Курской и Воронежской губерний), советский режим тут же позабыл об этническом и национальном критериях. В тот период и позднее были отклонены все требования властей советской Украины о передаче республике украинских этнических территорий. Многие из них продолжали находиться в составе РСФСР. Как показывает перепись населения 1926 года, к территориям с этническим украинским населением относились не только северная Слобожанщина, но и Кубань, Ставрополье и другие земли.

Факт 3. В 1954 году советские руководители передали Украинской ССР Крымскую область, находившуюся в составе РСФСР.

По официальной версии, это событие было приурочено к 300-летию Переяславской Рады — состоявшегося в 1654 году собрания представителей запорожского казачества, на котором было одобрено решение об объединении с Русским царством. Передача Крыма Украинской ССР преподносилась как символ российско-украинской дружбы. Однако несмотря на восторженные и благородные объяснения, которые предлагала советская пропаганда, правда была совершенно иной.

Вторая мировая война прокатилась по Крыму разрушительной волной, в два раза сократив население полуострова: в мае 1944 года произошла массовая депортация татар — которую можно считать актом геноцида против крымских татар. Насильственному переселению подверглись более 183 тысяч человек, 46% которых погибли в ходе депортации или в первые годы жизни в изгнании. Кроме того в июне 1944 года проходило изгнание из Крыма армян, чехов, болгар и греков, в результате чего регион потерял большую часть своего населения и сделался экономически несостоятельным. Эту печальную реальность подтверждают статистические данные, которые можно найти в крымской периодической печати за период 1953-1954 годов.

В то время наиболее подходящим и эффективным способом вернуть жизнь крымскому региону оказалась передача полуострова Украине на основе экономических, культурных и политических связей прошлого. Что и было сделано. Тем не менее Крым превратился в «советскую здравницу», о чем неоднократно заявлялось в советских фильмах, именно благодаря Украине и украинцам.

Несмотря на тяжелые послевоенные времена и учитывая, что Украинская Советская Социалистическая Республика потеряла около 13 миллионов людей, ей все же удалось наладить работу крымского аграрного сектора, построить инфраструктуру и дороги, а также обеспечить поставки различных товаров. Украинское руководство управления водного строительства отвечало за создание Симферопольского и Старокрымского водохранилища, а также Северо-Крымского канала, благодаря которым была разрешена одна из самых насущных проблем Крыма — нехватка пресной воды. Кроме того украинские электростанции обеспечивали Крым электричеством.

Для не слишком осведомленных Крым был «щедрым подарком Хрущева» Украине. Прочим, у которых хватило мудрости и терпения изучить этот вопрос в подробностях, совершенно ясно, что Украина заплатила за «этот подарок» астрономическими затратами из собственного бюджета, направленными на снабжение жителей и возрождение экономики опустошенного полуострова.

Факт 4. Существует миф о том, будто бы инициатива передачи Крыма Украине принадлежала тогдашнему лидеру СССР Никите Хрущеву и будто он «передал полуостров украинским товарищам незаконно и ни с кем не посоветовавшись». Этот миф усердно культивируется сторонниками политического реваншизма Советского Союза и защитниками имперских представлений о России.

Однако он не имеет ничего общего с реальностью.

Не исключая того, что Хрущев как опытный руководитель видел явные преимущества в передаче Крыма на экономические «поруки» Украинской ССР, на момент принятия политического решения он не располагал достаточными полномочиями, чтобы сделать это в одиночку. Несмотря на свое избрание генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в сентябре 1953 года, после «развенчания» Берии, правительство в Москве по-прежнему составляли ближайшие сторонники Сталина: Маленков, Молотов, Ворошилов, Булганин и Каганович. Реальная власть оставалась в руках «кремлевских стариков». Если бы партийные чиновники не видели в передаче Крыма срочной необходимости, она бы не состоялась.

Что касается формальной инициативы, то она принадлежала руководителям Верховного Совета РСФСР. Именно они санкционировали соответствующее решение и представили ходатайство в Верховный Совет РСФСР, который на заседании 19 февраля 1954 года принял указ о «передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», тем самым окончательно поменяв административно-территориальные границы двух республик. Упомянутое постановление было принято в полном соответствии с тогдашним законодательством Советского Союза и формализовано в соответствии с решениями компетентных органов Союза.

Эти факты подтверждают то, что любые обвинения Хрущева в волюнтаризме или злоупотреблении властью в деле передачи Крыма Украине не имеют под собой никакого основания.

Факт 5. Защитники сепаратистских идей в Крыму часто аргументируют свою позицию тем, что на крымском «референдуме» в январе 1991 года большинство его жителей проголосовали за возрождение автономии Крыма как независимой республики в составе СССР.

Верховный Совет УССР восстановил автономию Крыма, но в составе Украины. Некоторые воскликнут: «Жителей Крыма обманули!» Остается только разобраться, кто именно их обманул… Крымский обком КПСС во главе с Николаем Багровым или власти Украинской ССР Первый, Николай Багров, не опираясь на нормы законодательства (тогда в принципе не существовало никакого закона о проведении местных референдумов) и не обладая соответствующими полномочиями, организовал опрос, по результатам которого провозгласил создание Крымской Советской Социалистической Республики, таким образом введя жителей полуострова в заблуждение. Между тем украинские власти волновало мнение людей, и они предоставили Крыму автономию как союзной республике в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.

Голосование крымчан на референдуме 1991 года сыграло важную роль. 24 августа 1991 года, продолжая тысячелетнюю традицию создания государства, Верховный Совет Украины провозгласил независимость страны. 1 декабря 1991 года состоялся первый украинский национальный референдум, где на всеобщее голосование был вынесен только один вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины, принятый Верховным Советом 24 августа 1991 года» В референдуме приняли участие 84,18% украинского населения, из них 90,32% ответили «да». Также в голосовании участвовало 67,50% населения Крыма. За независимость проголосовало 54,19% крымчан. Таким образом, население полуострова, примкнув к украинцам, поддержало создание независимой Украины, признав себя частью украинской нации.

Факт 6. Первые свидетельства радикальных изменений российской политики в отношении независимой Украины начали появляться в 1993 году. Если до этого парламенты обеих стран сохраняли благоразумие в подходе к вопросам Крыма и Черноморского флота, то с 1993 года ситуация изменилась. Российский парламент (Государственная Дума) начал медленно, но верно двигаться в сторону популизма и неоимперских амбиций. 9 июля 1993 года парламент России принял постановление «О статусе Севастополя», объявляя Севастополь частью России и главной базой российского флота на Черном море.

В ответ на это 14 июля украинский парламент (Верховная Рада) принял резолюцию, которая расценивала действия России как нарушение международного права, обязательств перед ООН, ОБСЕ и другими международными организациями, а также ряда двусторонних соглашений. Решение Думы было объявлено юридически недействительным. США и ЕС выразили свою поддержку территориальной целостности Украины и заявили, что территориальные претензии России на украинскую территорию будут иметь «катастрофические последствия для стабильности во всей Восточной Европе».

Об этом мало известно, но факт остается фактом: Совет Безопасности ООН сыграл важную роль в разрешении этого кризиса. Украинские дипломаты направили в Совет Безопасности ООН срочное обращение, которое обсуждалось на заседании 21 июля 1993 года. В то время все члены Совета, в том числе Россия, поддержали заявления председателя Совета Безопасности. Этот документ не оставлял сомнений в том, что решение российского парламента не имеет силы, и подтвердил территориальную целостность Украины в соответствии с Уставом ООН. Следует отметить, что президент России также осудил действия российского парламента, признавшись журналистам, что ему «стыдно» за это решение. Как показывает история, Борис Ельцин был первым и последним российским президентом, который испытывал стыд за националистическую риторику и агрессивную политику своих соотечественников

Факт 7. В ночь с 26 на 27 февраля 2014 года «неизвестные зеленые человечки» штурмом взяли здания парламента и правительства Автономной Республики Крым. Утром 27 февраля все мировые СМИ демонстрировали кадры проходившего под дулами пулеметов внеочередного совещания депутатов Верховной Рады Крыма, которые выбрали в качестве нового «премьер-министра» преступника Сергея Аксенова и объявили «референдум» о присоединении к России. Затем прозвучало заявление президента России Владимира Путина о «группах самообороны Крыма» и «военной форме, которую можно купить в любом военторге», о защите интересов русскоговорящих жителей Украины, которые внезапно оказались под угрозой.

Вышедший год спустя документальный фильм «Крым. Путь на Родину» раскрыл некоторые детали российской спецоперации по военному захвату полуострова. Вся информационная кампания базировалась на дате 22 февраля 2014 года — когда произошло «свержение законного президента Украины Януковича».

Утверждалось, что Россия заранее не планировала ничего занимать и захватывать, не собиралась никуда вторгаться и действовала в соответствии с обстоятельствами, «чтобы защитить население Крыма от боевиков „Правого сектора"».

Но есть один факт, опровергающий этот пропагандистский мираж. Его разоблачению способствовало само Министерство обороны Российской Федерации, учредившее знак отличия для тех военных, которые участвовали в операции по захвату полуострова — медаль «За возвращение Крыма». На обратной стороне медали, изготовленной по срочному заказу Министерства обороны производителем российских государственных наград Lenta Ltd, значатся даты начала и окончания военной операции: «20 февраля — 18 марта 2014». То есть захват Крыма был осуществлен не местными силами самообороны, но российскими регулярными войсками, и начался он не 22 февраля, а 20-го. Если сопоставить этот признанный Министерством обороны Российской Федерации факт с имевшими место событиями, мы увидим, что оккупация Крыма началась в то время, когда Виктор Янукович еще был законным президентом Украины, лишь на следующий день, 21 февраля, в присутствии министров иностранных дел Германии и Польши, а также специального представителя президента России В. Лукина он подписал с лидерами оппозиции Соглашение об урегулировании политического кризиса. К тому моменту Россия уже развернула свое наступление, нарушив Устав ООН и нормы международного права; оккупация Крыма началась тогда, когда в Киеве, на площади Независимости и на Институтской улице сотни протестующих гибли под пулями спецподразделений МВД и служб безопасности. Таких совпадений не бывает — единственное логическое объяснение, которое можно дать поспешному бегству В. Януковича вместе с членами семьи и имуществом после достижения компромисса с оппозицией, заключается в том, что ему было известно о начале необратимого процесса российского вторжения на территорию Украины, и первой мишенью России стал Крым.

15 сентября 2015 года Верховная Рада приняла закон 685-VIII, установивший дату начала оккупации Крыма и Севастополя — 20 февраля 2014 года, тем самым официально подтвердив предательство бывшего президента Украины Виктора Януковича и ложь российских лидеров.

Факт 8. После того, как Совет Европы и Венецианская комиссия в феврале 2014 года с резкой критикой обрушились на проект конституционного федерального закона 462741-6 Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"», известного как «закон о присоединении», основным инструментом легитимизации оккупации и присоединения Крыма и Севастополя к России стал «общекрымский референдум».

Российские власти пытались придать своим преступным действиям видимость законности в надежде на то, что при благоприятных обстоятельствах окажется возможным сбить с толку международное сообщество и разрешить проблему Крыма с пользой для себя и с минимальными потерями.

6 марта 2014 года «подконтрольный Крымский парламент» принял решение об организации «общекрымского референдума», тем самым нарушив принцип территориальной целостности Украины и превысив собственные полномочия. Факт этого нарушения был четко установлен Конституционным Судом Украины, который в своем постановлении от 14 марта отметил, что это решение противоречит Конституции Украины, объявил его неконституционным и обязал крымские власти приостановить как