КОНДРАТИЙ БУЛАВИН

КОНДРАТИЙ БУЛАВИН


3a38c0d6


Кондратий Афанасьевич Булавин (ок. 1667, город Салтов слободского Харьковского полка, Российское царство — 7 июля 1708, город Черкасск, там же) — атаман донского казачьего Бахмутского городка, позже войсковой атаман донских казаков, предводитель народного восстания.

БИОГРАФИЯ

Родился в Салтове, в семье сына боярского Афанасия Абакумовича Булавина, который бежал из центральной России к казакам на Дон, в 1675 году и впоследствии стал атаманом в станице Трехизбянской, которая к концу XVII столетия стала именоваться Трехизбянским городком. Возможно, именно здесь и появился на свет будущий предводитель казачьего восстания, хотя утверждать это наверняка трудно.

Есть версия, что и сама фамилия «Булавин» — всего лишь прозвище, полученное Афанасием, который якобы был хранителем походной булавы Стеньки Разина, с которым не раз ходил в походы. Но скорее всего, это лишь романтическая легенда: в бумагах Поместного и Разрядного приказов фигурирует известное с середины XVI века семейство Булавиных, жителей Ливенского уезда (расположен на территории нынешней Орловской области).

На допросе после смерти своего атамана один из его сподвижников, бахмутец Семен Кульбака, говорил, что-де слышал от единомышленника Булавина, что «Булавин истинно салтовец, из русских людей». «Салтовец» в данном случае означает — «родом из сотенного городка Салтов Харьковского слободского казацкого полка», который основали в 1659 году на месте известного с древних времен Салтовского городища казаки, пришедшие туда из Черкасска.

Такой же загадкой, как точное место рождения Кондратия Булавина, остается и дата его появления на свет. Согласно наиболее распространенной версии, он родился в 1660-х годах. Но зачастую вместе с этой датой указывается и еще одна: 16 (6 по старому стилю) июня 1671 года — день, когда был казнен Стенька Разин. Если Афанасий Булавин действительно ходил вместе с этим атаманом в походы, то, вероятно, он мог в качестве символического жеста назначить дату его смерти днем рождения своего сына. А может быть, это сделал и сам Кондратий, стремясь подчеркнуть связь со знаменитым донским атаманом..

Здесь, в Трехизбянском городке рядом с отцом, Кондратий Булавин, третий из четверых сыновей станичного атамана, жил подростком и юношей, о чем говорят многочисленные свидетели его ранних лет. Здесь он впервые женился — на Любови Провоторовой, которая подарила ему двоих детей: дочь Галину и сына Никифора. И отсюда ушел вместе с отряженными донскими казаками в свои первые походы против крымских татар, потом — в поход на Азов в 1696 году. Видимо, Кондратий унаследовал от отца склонность к воинскому делу и умение командовать людьми, потому что довольно быстро стал походным атаманом, а в начале 1700-х — сотником Бахмутской казачьей сотни. Именно здесь, в Бахмуте, на местных соляных промыслах и началась его карьера вожака бунтующих казаков.

В 1703 году стал атаманом донского казачьего Бахмутского городка и вскоре вступил в территориально-имущественный конфликт с слободским Изюмским полком за право варить соль у реки Бахмут.

ИНТЕГРАЦИЯ КАЗАКОВ В РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ

Казачья вольница представляла собой серьёзную угрозу для абсолютной монархии, установившейся в Московском царстве. Русские крестьяне - холопы то и дело сбегали от гнёта своих бояр и помещиков к свободному казачьему народу.

Царская династия Романовых не могла допустить у себя по соседству вольно-военного строя казаков. Такая казачья вольница угрожала имперским амбициям прозападно настроенных монархов и молодой, ещё только зарождавшейся Российской Империи. Поэтому с середины 17-го века началась интеграция казачьего народа и богатейших казачьих земель в состав Московского государства.

Насильственная, а где-то «добровольно принудительная», интеграция вольных казаков и богатых казачьих земель в состав быстро крепнущего Российского государства на первых этапах проходила очень тяжело и кровопролитно. Казаки потеряли большое количество своих исконных земель, политическую и, частично, экономическую независимость.

ВОЙНА КОНДРАТИЯ БУЛАВИНА

После неудачного завершения Разинской войны в 1671 году, Донские казаки должны были поневоле смириться и под присягой обещать царю больше не допускать в своей среде никаких выступлений против московских порядков. По тексту присяги они должны были бороться с тайными заговорами против государя, а заговорщиков присылать в Москву. Самостоятельных сношений с её врагами - Поляками, Татарами и Немцами - не вести. Таким образом, подрывался существовавший до сих пор суверенитет Дона в области внешних сношений и одновременно ликвидировался старый закон Донских казаков - «с Дону выдачи нет!». Однако ограничения эти часто нарушались атаманами. Самостоятельные дипломатические сношения с Азовом и Крымом возобновлялись неоднократно.

Смирится с утратой независимости казаки не могли. На Дону постоянно возникали вооруженные восстания и неповиновения казаков царской власти. Новые вооруженное сопротивление казаков начались после того, как царь Петр I присвоил соляные прииски, принадлежащие исстари казакам и приносящие им немалую прибыль.

Сначала, в 1705 году, он «пожаловал» казачьи солеварни Изюмскому Слободскому полку и его командиру Ф.В. Шидловскому. Это привело к вооруженному столкновению между казаками во главе с атаманом Кондратием Афанасьевичем Булавиным и слобожанами, получившими царский подарок. Затем царь приказал «отписать» изобильные соляные прииски на самого себя. Но казаки царских приказчиков на соляные промыслы тоже не допустили. Сопротивление требованиям могущественного соседа сулило много бед, но блюстители древних казачьих прав, традиционно, не пожелали смириться перед силой.

Царь Петр знал о казачьих настроениях.
В 1707 году он послал на Дон князя Ю. Долгорукого во главе крупного отряда, с поручением выловить всех «новоприходцев» (бежавших к казакам русских крестьян), чтобы отправить их обратно в Россию на старые рабочие места и по новостройкам. Но уверенный в своих силах князь с дружиной стали наводить на Дону новые московские порядки.

Жалоба на князя Ю. Долгорукого из письма казаков:
«И как он, князь со старшинами, для розыску и высылки русских людей поехали по Дону, и по всем рекам послали от себя начальных людей, и они, князь со старшинами, будучи в городках, и многих старожилых казаков кнутом били, губы и носы резали и младенцев по деревьям вешали и многие станицы огнем выжгли. Также женска полу и девичья брали к себе для блудного помышления на постели, и часовни все со святыней выжгли».

Эти действия князя Ю. Долгорукого спровоцировали новую, мощную волну казачьего вооруженного восстания под предводительством Кондратия Афанасьевича Булавина.

Ночью 9-го октября 1707 года казаки напали на московские отряды, стоявших в Шульгинском городке, и «побили до смерти князя Долгорукова и всех бывших с ним людей».

Булавинское восстание охватило Дон, Тамбовский, Козловский, Верхне- и Нижнеломовский уезды, распространилось на Слободскую и Левобережную Украину и Поволжье.

Пётр I двинул свои войска на Дон.
Карательной армией командовал В. Долгорукий (брат Ю. Долгорукого).
Распылённые по границам восстания войска Булавина были разбиты.

С падением Булавинского восстания началось отмщение мятежникам и внедрение на Казачьей Земле новых порядков.

В начале 1709 года остатки отрядов Булавина, под командованием Игнатия Фёдоровича Некрасова, возглавившего восстание после смерти Булавина, ушли в Турцию. В дальнейшем они получили название по имени своего атамана – казаки Некрасовцы. В Турции они жили казачьими национальными общинами, были на особом счету у турецких султанов и пользовались особыми привилегиями. Только в 20-м веке большая часть их общины вернулась на родину.

КАЗАКИ - КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ ДОНСКОЙ СТЕПИ

Кто же такие казаки Письменных памятников о древности казаков очень немного, да и те разбросаны по разным мало изученным русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казаках весьма сбивчиво, а в большинстве случаев почти совсем о том замалчивают. Донской архив, в котором было немало ценного материала по данному вопросу, сгорел дотла в Черкасске в 1774 году.

Все попытки историков ответить на вопрос о происхождении казаков, сводятся к двум теориям: миграционная теория, где казаки называются людьми пришлыми; и автохтонная, где казаки рассматриваются как коренное население Донской степи.

Миграционная, так называемая «бегло-холопская» теория, до недавнего времени в России считалась общепринятой. Согласно этой теории, предками казаков были крепостные крестьяне, бежавшие от усиливающегося феодально-крепостного гнёта за границы русского государства, в Донскую степь, названную русскими авторами Диким полем. Эта теория была создана в середине XIX века для того, чтобы разрушить у казаков осознание своего происхождения от древних народов и внушить им, что их предки не самобытный, вольный народ, а беглые русские крестьяне и преступники. А вместе с тем внушить чувство вины и долга перед русским государством.

В 1815 году, по приказу Российского правительства, арестовывают известного историка Дона Василия Дмитриевича Сухорукова. При аресте конфискуют собранные им материалы истории Донских казаков. Затем отобранные материалы поручают изучить историку Броневскому и написать свою «историю», которая будет утверждать происхождение казачьего народа от беглых холопов и разбойников.

С 1837 года во все учебные заведения Российской Империи вводится преподавание этой заказанной истории и на ней воспитываются все последующие поколения. Одновременно с этим устанавливается полный запрет касаться подлинной истории казаков. С той поры воспитанники казачьих учебных заведений не имели никакой возможности изучать собственную историю, предания о которой сохранились лишь изустно, в казачьих семьях.