МЭДИСОН ГРАНТ

МЭДИСОН ГРАНТ


Мэдисон Грант (англ. Madison Grant; 19 ноября 1865, Нью-Йорк — 30 мая 1937, Нью-Йорк) — американский адвокат, известный в основном своей деятельностью в области евгеники и охраны природы. Как евгеник, Грант написал одну из наиболее известных книг по научному расизму и активно участвовал в разработке жестких законодательных ограничений иммиграции и межэтнических браков в США.

Автор книги "Конец Великой Расы". Книга считается одной из основных работ по научному расизму 20-го века и была названа «Манифестом научного расизма».

Как защитнику дикой природы, Гранту ставится в заслугу спасение многих различных видов животных, основание многих различных природоохранных и филантропических организаций, а также внесение большого вклада в создание такой хозяйственной отрасли, как управление ресурсами дикой фауны.

БИОГРАФИЯ

Грант родился 19 ноября 1865 года в Нью-Йорке старшим из четырёх детей в семье Габриэля Гранта (Gabriel Grant) — известного врача, участвовавшего в Гражданской войне в США в качестве военного хирурга, и Каролины Мэйнис (Caroline Manice) — потомка Джессэ де Фореста (Jesse de Forest), валлонского гугенота, в 1632 году возглавившего группу поселенцев, обосновавшихся в Новых Нидерландах. Первым родившимся в Америке предком Мэдисона Гранта со стороны отца был Ричард Трит (Richard Treat), ставший в 1630 году одним из первых пуританских поселенцев в Новой Англии. Среди предков Гранта по отцовской линии были Роберт Трит (Robert Treat), колониальный губернатор Нью-Джерси; Роберт Трит Пэйн (Robert Treat Paine), один из подписавших Декларацию независимости; Чарльз Грант (прадед Мэдисона Гранта), служивший офицером в англо-американскую войну 1812 года; Габриэль Грант (отец Мэдисона), выдающийся врач и начальник службы здравоохранения г. Ньюарк. За свою службу военным хирургом Второго нью-джерсийского добровольческого полка доктор Габриэль Грант был награждён Медалью Почета. Во время битвы при Фэйр-Оукс он под сильным обстрелом эвакуировал раненых с поля боя.

Начальное образование получил у частных репетиторов. Путешествовал с отцом по Европе и Ближнему Востоку. По возвращению в США поступил в Йельский университет и в 1887 году закончил его досрочно и с отличием (бакалавр искусств). Юридическое образование Грант получил в Школе права Колумбийского университета, по окончании которой он занимался адвокатской практикой, хотя его больше привлекала стезя натуралиста.

Мэдисон Грант никогда не был женат и не имел детей.

Умер 30 мая 1937 года от нефрита и был похоронен на кладбище «Сонная лощина» в 48 километрах к северу от центра Манхэттена. На его похоронах присутствовало несколько сотен человек. Не имея наследников, Грант завещал 25 000 долларов Нью-Йоркскому зоологическому обществу на создание «Благотворительного фонда имени Гранта для защиты диких животных», 5000 долларов — Американскому музею естественной истории и ещё 5000 долларов — некоммерческой организации Boone and Crockett Club, основанной Теодором Рузвельтом в 1887 году и пропагандирующей этические принципы «честной охоты» на крупных диких животных.

Мэдисон Грант был не только активным защитником природы. Он был также противником войны, сомневался в правильности империалистической политики и горячо поддерживал регулирование рождаемости.

НОРДИЗМ

Грант получил широкую известность прежде всего как автор популярной книги «Конец великой расы» (1916) — тщательной и подробной работы по вопросам расовой гигиены, детально описывающей «расовую историю» Европы. Являясь кульминацией обеспокоенности Гранта изменением расового состава иммигрантов в Америку в начале XX века (рост числа иммигрантов из Южной и Восточной Европы в отличие от имевшего место ранее преобладания иммигрантов из Западной и Северной Европы), книга представляла собой «расовую» интерпретацию современной Гранту антропологии и истории, в соответствии с которой раса была основным двигателем цивилизации.

Сходные с этим идеи выдвигались в Германии Густавом Коссинна. Грант пропагандировал идею «Нордической расы» — не имеющей четкого определения биологически-культурной группы, происходящей из Скандинавии — как основной социальной группы, обеспечивающей прогресс человечества, что объясняло подзаголовок книги: «Расовая основа европейской истории». Как убежденный евгеник, Грант выступал за вычленение, изоляцию и, в конечном счете, за устранение из человеческого генофонда «нежелательных» характерных черт и «бесполезных расовых типов». С другой стороны, он считал необходимым поощрение, распространение и, в конечном счете, восстановление желательных характерных черт и «полезных расовых типов» благоприятных для нордического общества:

«Жесткая система отбора посредством устранения слабых телом или здоровьем — другими словами, социально неудовлетворительных субъектов — полностью разрешила бы этот вопрос за одну сотню лет, а также позволила бы нам избавиться от нежелательных элементов, переполняющих наши тюрьмы, больницы и психиатрические лечебницы. Сами такие субъекты могут получать от окружающих питание, образование и защиту на протяжении всей их жизни, но государство, используя стерилизацию, должно обеспечить пресечение их биологических линий, иначе на будущие поколения падет проклятие в виде все увеличивающегося гнета потерявшей всякие ориентиры сентиментальности. Стерилизация — практичное, милосердное и неизбежное решение всей этой проблемы, и она может последовательно применяться ко все более широкому кругу социальных отбросов — начиная во всех случаях с преступников, болезненных и сумасшедших, постепенно переходя к тем типам, которые можно назвать скорее слабаками, чем ущербными, и, в конечном счете, возможно и на не имеющие никакой ценности расовые типы».

В своей книге Грант рекомендует сегрегацию «нежелательных» рас в специальных районах проживания, обеспечиваемую созданием в рамках системы общественного здравоохранения неправительственных организаций с квази-диктаторскими полномочиями. Он утверждает, что рост числа представителей не-нордических расовых типов в нордической системе, основанной на свободе, будет фактически означать рабскую зависимость от желаний, страстей и низменного поведения.

Такое растление общества, в свою очередь, приведет к подчинению нордического населения «качественно худшим» расам, которые, в свою очередь, будут приветствовать доминирование и наставления со стороны «высших», использующих авторитарную власть. Результатом этого будет падение исконных нордических рас на дно развращенной и бессильной системы, над которой доминируют менее качественные расы. Причем и первые, и вторые окажутся под властью новой правящей расы.

Нордическая теория в формулировке Гранта была схожа со многими расовыми теориями 19-го века, разделявшими человечество, в основном, на три основные ярко выраженные расы: европеоидную (с базовым ареалом в Европе), негроидную (с базовым ареалом в Африке) и монголоидную (с базовым ареалом в Азии). Однако, нордическая теория предусматривала дальнейшее подразделение европеоидной расы на три части: нордическую (обитающую в Северной Европе и на других частях Европейского континента), альпийскую (чья территория включала в себя Центральную Европу и некоторые части Азии) и средиземноморскую (обитавшую в Южной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке).

Грант выдвигал аргументы в пользу того, что наиболее вероятным регионом формирования «прото-нордического» человека перед его миграцией на север в Скандинавию были Восточная Германия, Польша и Россия.

По его гипотезе нордик был Homo europaeus или белым человеком в полном смысле этого слова. Во всех местах своего обитания нордик демонстрирует определённые уникальные характеристики, ассоциируемые с высоким ростом, а именно — волнистые темно-русые или белокурые волосы; голубые, серые или светло-карие глаза; светлую кожу; высоко расположенный, узкий и прямой нос; вытянутый череп, а также густую шевелюру и оволосение по мужскому типу. Альпийцев Грант полагал низшей из трех европейских рас, а нордиков — вершиной цивилизационного развития.

По мнению Гранта современное ему состояние нордиков было плачевным вследствие их отказа от культурных ценностей, коренящихся в исконном религиозном или суеверном расовом чувстве. Нордики оказались на грани «расового суицида», обусловленного смешанными браками и низкой рождаемостью сравнительно с качественно худшими расами, которые не упускали возможность воспользоваться таким положением дел.

Книга была необычайно популярна, выдержала несколько переизданий в США, была переведена на несколько языков, в том числе — в 1925 году — на немецкий. К 1937 году только в США было продано 16 000 её экземпляров. В двадцатых и тридцатых годах прошлого века нордическая теория нашла широкую поддержку среди сторонников движения расовой гигиены в Германии, правда они обычно использовали термин «ариец» вместо «нордик», хотя главный идеолог нацизма Альфред Розенберг предпочитал названия «арийско-нордический» или «нордически-атлантский».

Стивен Гулд назвал книгу «Конец великой расы» наиболее влиятельным трактатом американского научного расизма. Работа Гранта была с восторгом встречена сторонниками национал-социализма в Германии, и после прихода нацистов к власти эта книга была первой напечатанной ими книгой иностранного автора. «Эта книга — моя Библия» — так написал Адольф Гитлер в своем письме Мэдисону Гранту.

Книга Гранта считалась одной из наиболее влиятельных и мощных американских работ по научному расизму и евгенике. Одним из постоянных оппонентов Гранта был антрополог Франц Боас, к которому Грант испытывал неприязнь и увольнения которого из Колумбийского университета он пытался добиться в течение нескольких лет. Боас и Грант вели жесткую борьбу за контроль над американской антропологией, хотя после Первой мировой войны они оба были (наряду с другими лицами) членами Комитета по антропологии Национального Исследовательского Совета США.

В то время Грант — несмотря на свой не совсем профессиональный статус — представлял «наследственную школу» физической антропологии и вел непримиримую борьбу с Боасом и его учениками, выступавшими с позиций культурной антропологии. В конечном счете Боас со своими учениками вырвали у Гранта и его сторонников контроль над Американской антропологической ассоциацией и использовали эту организацию, как флагман пропаганды своих воззрений на антропологию. В ответ на это и в качестве альтернативы Боасу Грант вместе с американским евгеником и биологом Ч. Девенпортом основал в 1918 году «Гальтоновское общество».

БОРЬБА С ИММИГРАЦИЕЙ

Грант был сторонником уменьшения иммиграции в США путем ограничения иммиграции из Восточной и Южной Европы, а также полного запрета иммиграции из Восточной Азии. Он пропагандировал очищение населения страны посредством селекции. С 1922 года и до своей смерти Грант являлся Вице-президентом Лиги за ограничение иммиграции. В качестве привлеченного эксперта Грант подготовил расовую статистику, использованную при принятии Закона об ограничении иммиграции от 1924 года, установившего иммиграционные квоты для некоторых европейских стран. Уже после принятия этого закона Грант не скрывал раздражения по поводу того, что ежегодно небольшое количество не-нордиков все же получало право на въезд в США. Также Грант содействовал принятию и исполнению нескольких законов, направленных против смешанных браков, в частности Закона штата Вирджиния о расовой чистоте от 1924 года, которым Грант хотел кодифицировать собственную версию «правила одной капли крови».

Несмотря на исключительную влиятельность в законодательном продвижении своей расовой теории, в 1930-х годах Грант стал терять популярность в США. Снижение интереса к его деятельности связывалось как с последствиями Великой депрессии, вызвавшими негативную реакцию широкой общественности на социал-дарвинизм и связанные с ним теории, так и с изменением динамики расовых проблем в США в межвоенный период. В результате «Великого переселения» афро-американцев из южных в северные и западные штаты США на первый план выдвинулась «двухрасовая» (черные против белых) теория ученика Гранта Лотропа Стоддарда, которая привлекала больше внимания, чем вопрос разделения населения Европы на расовые группы. Снижению популярности Гранта среди интеллектуалов также способствовал приход к власти в Германии нацистов, поскольку их открыто расистские теории были сходны с теориями Гранта, что ставило его в неловкое положение ещё до того, как Третий Рейх оказался в состоянии войны с США.

ЗАЩИТА ПРИРОДЫ

Мэдисон Грант был близким другом нескольких президентов США, включая Теодора Рузвельта и Герберта Гувера, а также ярым защитником природы. Ему в заслугу ставится спасение от исчезновения многих видов живых организмов и совместное с Ф. Бернхемом, Дж. Мерриамом и Г. Осборном создание в 1918 году Лиги «Спасти Секвойю». Также он принимал участие в разработке первых законов об оленьей охоте штата Нью-Йорк, которые со временем были приняты и в других штатах США.

Грант был создателем такой отрасли хозяйства, как управление ресурсами дикой фауны; участвовал в основании Бронксского зоопарка, в строительстве бульвара Bronx River Parkway, внес вклад в спасение американского бизона, организовав «Общество американского бизона»; был одним из создателей национальных парков Глейшер и Денали. В 1906 году, будучи Секретарем Нью-Йоркского зоологического общества, он настойчиво предлагал поместить конголезского пигмея Ота Бенга в Бронкском зоопарке рядом с человекообразными обезьянами.

В 20-х и 30-х годах прошлого века Грант был членом правления многих евгенических и филантропических обществ, включая попечительский совет Американского музея естественной истории...

Как считает историк Дж. Спиро (Jonathan Spiro), природоохранная и евгеническая деятельность Мэдисона Гранта имели определённую взаимосвязь — защита природы и евгеника были символами движения прогрессивизма, зародившегося в начале 1920-х годов, и обе они предполагали необходимость в разумном руководстве при решении насущных задач. По мнению Гранта, природные ресурсы нуждались в их сохранении для нордической расы и только для неё. Грант относился к нордической расе с такой же любовью, с какой он относился к исчезающим видам растений и животных, и считал, что современное ему индустриальное общество настолько же сильно угрожает существованию нордической расы, насколько оно угрожает существованию секвойи. Подобно многим евгеникам Грант считал современную цивилизацию нарушением принципа естественного отбора, проявлявшимся как в виде чрезмерной вырубки лесов, так и в виде выживания бедных при помощи социальной защиты или благотворительности.

Работы Гранта по «научному расизму» цитировались с целью демонстрации того, что связываемый с Третьим Рейхом набор идей, базирующихся на геноциде и евгенике, имеет вовсе не исключительно германское происхождение, и что многие из таких идей возникли в других странах, включая и США.

Андерс Брейвик упомянул Мэдисона Гранта в своём обращении «2083: Европейская декларация независимости», в которой Брейвик говорит о необходимости сохранения нордической расы и критикует смешанные браки.