Механизмы реализации санкций против российских IT-сервисов вызывают вопросы и могут давать повод для судебных исков

Механизмы реализации санкций против российских IT-сервисов вызывают вопросы и могут давать повод для судебных исков


Механизмы реализации санкций, введенных против российских IT-сервисов и компаний, вызывают целый ряд вопросов и могут послужить поводом для судебных исков, считают юристы, опрошенные агентством "Интерфакс-Украина".

Советник адвокатского объединения Spenser&Kauffmann Татьяна Харебава отмечает, что указ президента и решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины о введении санкций по своей сути являются "адресными", т.е. затрагивают только юридических и физических лиц, указанных в этих документах, а также возлагают обязанности по реализации положений решения на некоторые госорганы – Национальный банк Украины, Кабинет министров и Службу безопасности Украины.

"Таким образом, ни указ президента, ни вводимое им в действие решение СНБО, не должно возлагать какие-либо обязанности или запреты на пользователей, которые не указаны в приложениях к решению. Иными словами, пользователи указанных веб-ресурсов не несут ответственности за их использование даже после вступления в силу указа президента", - сказала она.

В то же время, юрист отметила, что порядок реализации положений решения СНБО, который в дальнейшем будет установлен этими госрганами, может содержать иную трактовку норм, возлагающую обязательства и на пользователей.

По мнению Т.Харебавы, для СБУ использование того или иного запрещенного ресурса определенным юридическим лицом может стать причиной для визита и изъятия компьютерной техники и подаваться под соусом "сбора доказательств" в уголовном производстве.

"Так или иначе, ограничение прав пользователей, как и необоснованные запреты, установленные приказом президента, уже сейчас имеют много юридических противоречий и непременно станут предметом судебного обжалования", - прогнозирует юрист.

Партнер юридической фирмы Axon Partners Олег Гелетканич отмечает, что указ президента о введении санкций, направлен против деятельности российского бизнеса в Украине, "но его последствия могут изменить онлайн-жизни и школьника Васи, который слушает музыку через "ВКонтакте", и подруг моей мамы с "Одноклассников", и бухгалтера, который используют программу "1С" для работы".

"Эти сервисы принадлежат российским компаниям и, соответственно, администрируются ими, даже если такое управление происходило через местный офис в Украине. Можно спрогнозировать, что большинство интернет-провайдеров, в том числе мобильного интернета, внесут сайты санкционных компаний в черные списки заблокированных в Украине. После этого, формально, доступ к российским ресурсам будет невозможным. Для пользователей это означает, что привычного доступа с территории Украины не будет", - сказал он, отметив, что при этом украинские пользователи смогут обойти подобные запреты, в частности, через системы VPN, Tor или другие анонимайзеры.

"Интернет создавался как место свободы, поэтому полностью ограничить или заблокировать доступ к ресурсу фактически невозможно в силу самой природы сети", - считает О.Гелетканич.

Он также подчеркнул, что обычного пользователя невозможно наказать за наличие аккаунта на российских сайтах.

"Мы не Северная Корея. Попасть под ответственность сможет разве провайдер, если будет установлено, что с присвоенных им IP-адресов возможен доступ к запрещенным ресурсам", - сказал он.

Впрочем, юрист считает, что украинцам придется "отвыкать от старых привычек и искать альтернативу".

"Сейчас такая альтернатива имеется в виде Facebook или Twitter. С юридической точки зрения для пользователей есть очевидное преимущество - ваша персональная информация будет храниться в надежных юрисдикциях. Хотя "Яндекс" и гарантировал, что ваш адрес, е-мейл, телефон, ежедневные маршруты, которые хранятся в России, компания не распространит, но в местном ФСБ по этому поводу может быть собственное мнение. Сложнее будет с заменой "1С:", ведь это основная система, которую использует малый и средний бизнес. Но, с другой стороны, это шанс для украинских программистов создать продукт, на который есть спрос. Нет ничего плохого в том, что государство начало думать о собственной кибербезопасности, главное не перегибать", - сказал О.Гелетканич.

В свою очередь, управляющий партнер адвокатского объединения "Чудовский и партнеры" Игорь Чудовский согласен с необходимостью принятия решения СНБО в контексте конфликта с РФ и отметил, что санкционные ресурсы имеют альтернативу в Украине.

"Каждому продукту из санкционного списка существует достойная альтернатива, например, альтернатива "1С" – "Дебет Плюс", SAP, Oracle; "Яндекс" – Гугл, Укрнет; антивирусы Dr.WEB и Касперский - Еset NOD32, Avast, AVG и прочие. Следствием указа президента для украинского рынка IT-технологий становится уникальная возможность производства и продвижения собственного контента, ведь по сути санкционные продукты являлись своего рода монополистами в той или иной сфере и конкурировать с ними молодым отечественным стартапам было просто не по силам", - считает юрист.

Старший юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры" Юрий Колос сомневается в эффективности практической реализации указа президента и решения СНБО, так как в законодательстве Украины на сегодняшний день отсутствует юридический механизм блокирования веб-сайтов (ограничения доступа к веб-сайту).

"Возможность ограничения доступа к отдельным веб-страницам предусмотрена законом об авторском праве и смежных правах, но только в связи с нарушением законодательства об авторском праве, а не в связи с применением санкций. Исходя из этого, по моему мнению, без создания юридических и особенно технических механизмов блокирования веб-сайтов, реализация санкций против российских IT-компаний на практике будет затруднена", - сказал он.

Юрист подчеркнул, что украинцы - и физические и юридические лица - смогут продолжать пользоваться российскими соцсетями или программным обеспечением и на данном этапе оснований привлекать их к ответственности нет, однако украинские пользователи не смогут официально приобретать соответствующие обновления.

"Указ президента не может быть основанием для привлечения указанных лиц к юридической ответственности, поскольку деяния, которые являются административными правонарушениями или преступлениями, определяются исключительно законами Украины. Привлекать к ответственности предприятия-пользователей программного обеспечения российских компаний, которые попали в санкционный список, по моему мнению, на данный момент также нет оснований. Указ запрещает таким российским компаниям передавать права на объекты права интеллектуальной собственности, что теоретически сделает невозможным официальное приобретение новых лицензий на указанное программное обеспечение и, скорее всего, создаст проблемы для действующих пользователей, как минимум, с обновлением ранее установленного лицензионного программного обеспечения", - считает Ю.Колос.