НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ

НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ


Николай Семёнович Лесков 4 февраля (16 февраля) 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии, — 21 февраля (5 марта) 1895, Санкт-Петербург — русский писатель.

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», — писал Д. П. Святополк-Мирский (1926).

Л. Н. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», А. П. Чехов считал его, наряду с И. Тургеневым, одним из главных своих учителей.

Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний.

"Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих." — М. Горький

ЛЕСКОВ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС

Николай Лесков жил русской стране, как ему казалось, уже победившей всех своих врагов. В своей статье "Евреи в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу" (1883), он был убеждён что те после очередной волны погромов уже не представляют какой-либо опасности для титульной нации.
Несмотря на свои консервативные взгляды, великий русский писатель был терпим и даже отчасти, снисходителен к евреем. К еврейскому вопросу он подходил в первую очередь с человеческой точки зрения, с русским великодушием, достоверно описывая в своих рассказах, очерках и статьях все сложности и тонкости, порой противоречивых, культурных и религиозных отношений евреев и славян (великоросов, малоросов, белорусов) того времени.
Святочные рассказы Николая Лескова «Неразменный рубль», «Отборное зерно», «Обман», «Христос в гостях у мужика», «Жидовская кувырколлегия» долгое время не переиздавались. До сих пор некоторые рассказы (например, «Уха без рыбы») остаются не переизданными со времени их первой журнальной публикации. Но и сегодня все эти произведения звучат не менее (возможно – даже более) актуально, как свойственно истинной классике, будят ум и сердце, являются превосходным чтением.
"Сказание о Абраме и Фёдоре" - так же хорошо описывает нам социально-этническое противоборство славян с евреями в XIX веке.

ЛЕСКОВ И РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

После того как был опубликован «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881 - либералы и демократы («левые») обвинили Лескова в национализме, реакционеры («правые») сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Сам Н. С. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения.

Надо отметить что и при жизни и после смерти гения русской литературы печатали крайне редко.

После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению.

В более поздний советский период издавались отдельные книги и собрание сочинений писателя в 11 томах.

Впервые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.