ОРЕСТ СОМОВ

ОРЕСТ СОМОВ


3a38c0d6


Орест Михайлович Сомов (10 декабря 1793, Волчанск, Харьковское наместничество — 27 мая июня 1833, Санкт-Петербург) — украинский писатель, литературный критик и журналист.

БИОГРАФИЯ

Орест Михайлович Сомов, выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода, родился 10 декабря 1793 г. в г. Волчанске Харьковской (б. Слободско-Украинской) губернии. Сведения о прошедших на Украине детстве и юности Сомова (как, впрочем, и о жизни его вообще) крайне скудны и отрывочны, извлекаются по преимуществу из его произведений и из немногих замечаний современников. Полученное им воспитание характерно для времени и среды: за начальным домашним обучением последовал частный пансион какого-то иностранца, затем Харьковский университет, куда будущий писатель поступил в 1809 г. В то время Харьков был крупным культурным центром; в университете читали лекции сподвижник Н. И. Новикова И. С. Рижский и многие известные деятели украинской культуры, связан был с университетом его недавний выпускник, поэт-сатирик А. Н. Нахимов. В городе издавались журналы «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник», где Сомов с 1816 г. помещал ранние свои литературные опыты. Сотрудничать в этих журналах он продолжал и в первые месяцы жизни в Петербурге. Уже в Харькове Сомов выступает одновременно как поэт и прозаик, с оригинальными и переводными произведениями.

В конце 1817 г. Сомов уже в Петербурге: декабрем 1817 г. помечено его «Письмо украинца из столицы», опубликованное в «Украинском вестнике» (1818, ч. 9). Быстроте, с какой завязываются литературные его связи, вероятно, способствовали украинские земляки: собиратель и исследователь русского и украинского фольклора Н. А. Цертелев, поэт В. И. Туманский и др. С 1817 г. Сомов активно сотрудничает в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств, 30 мая 1818 г. он становится членом этого общества; его сочинения и переводы появляются в журнале «Благонамеренный». 13 мая того же года Сомов принят в число сотрудников, а 24 мая 1820 г. — действительных членов Вольного общества любителей российской словесности. Последнее, как и издававшийся им журнал «Соревнователь просвещения и благотворения», в котором Сомов участвует как поэт, прозаик и критик, находилось под идейным влиянием ранних декабристских организаций.

Летом 1819 г. Сомов отправился за границу. Он посетил Краков, Вену, провел несколько месяцев в Париже и в мае 1820 г. через Дрезден вернулся в Петербург. Сомов-путешественник внимательно всматривался в культурную жизнь, знакомился с новейшей литературой и искусством Западной Европы, с образом жизни, общественными нравами и установлениями, наблюдал особенности национальных характеров, сопоставлял виденное с тем, что осталось дома. Его впечатления легли в основу путевых писем, обращенных к петербуржским литераторам — А. Е. Измайлову, Н. А. Цертелеву, Ф. Н. Глинке, А. Р. Шидловскому — и по возвращении в Петербург напечатанных в «Соревнователе», «Сыне Отечества», «Благонамеренном». Непосредственное наблюдение европейской жизни не прошло бесследно и для цикла повестей Сомова «Рассказы путешественника».

В начале 1820-х гг. Сомов выдвигается в первые ряды «соревнователей», приобретает известность как участник журнально-литературной борьбы преддекабрьских лет. Еще оставаясь сотрудником «Благонамеренного» (хотя предпочтение, отдаваемое им «Соревнователю», год от года очевиднее), он — в качестве поэта, критика, театрального рецензента, очеркиста, переводчика — выступает на страницах околодекабристского «Невского зрителя» и «Сына Отечества». Близкий поначалу к А. Е. Измайлову, посетитель литературного салона С. Д. Пономаревой, к хозяйке которого он одно время питал неразделенное чувство, Сомов постепенно сближается с А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым.

После восстания декабристов был арестован, но затем освобождён после того, как следствием была установлена его непричастность к тайным обществам. В здании Главного правления Российско-американской компании по адресу набережная Мойки, дом 72, где находились также квартиры некоторых служащих компании, нередко собирались члены Северного общества. По воспоминаниям современника, контора РАК превратилась в центр сбора «недовольных элементов» Российской империи, что дало основание императору Николаю I отметить во время допроса Сомова: «Хороша же собралась у вас там компания!».

Вместе с А. А. Дельвигом издавал альманахи «Северные цветы» (1825—1832), «Подснежник» на 1829 год, участвовал в издании «Литературной газеты», был редактором «Литературной газеты».

В ноябре 1830 г. «Литературная газета» подверглась цензурным гонениям и была запрещена. После усиленных хлопот ее через месяц удалось возобновить, но при условии смены издателя. Официальным редактором-издателем стал Сомов, который продолжал выпускать газету и тогда, когда Дельвига не стало, — до конца июня 1831 г.

После смерти Дельвига, Вяземский и Пушкин утратили к газете интерес, уровень ее заметно понизился, и вскоре ее «заели» литературные «шпионы»-конкуренты.

Летом того же года у Сомова родился сын.

После закрытия «Литературной газеты» Сомов печатает переводы и пишет критические статьи, ставшие для него основным средством существования.

Последние годы писатель был неизлечимо болен.

27 мая 1833 г. Сомов умер на сороковом году жизни.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дебютировал в печати стихотворением в «Украинском вестнике» (1816). Писал стихотворения с патриотическими мотивами. Важную роль в становлении русского романтизма сыграл его трактат «О романтической поэзии». Прочитанный на заседании Вольного общества любителей российской словесности, он был опубликован в журнале «Соревнователь просвещения и благотворения» и вышел отдельным изданием (1823). В трактате сформулирована программа русского романтизма, важное место в которой заняли требование национальной самобытности и ориентация на народность (использование материала русской истории, элементов фольклора и народного языка).

Автор повестей и рассказов по мотивам украинского фольклора «Гайдамак» (1826), «Русалка» (1829) и других, считается одним из предшественников Н. В. Гоголя, хотя этнографическое задание в них ещё преобладало над художественным.

Опыты фольклорных стилизаций Сомова, принципиально отличные от поэтических сказок Пушкина, были учтены В. И. Далем в его творчестве сказочника, развернувшемся в 1830-е гг.

Одна из важных заслуг Сомова-прозаика связана с третьей линией, изначально существовавшей в повествовательном его творчестве. Речь идет о вкладе писателя в создание русской беллетристики 1820-1830-х гг.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Стоит отметить, что О. М. Сомов стоял у истоков русской литературной критики.

Многих литераторов тех лет, включая самого В. А. Жуковского, Сомов призывал отказаться от «западных, чужеземных туманов и мраков», ибо «истинный талант должен принадлежать своему отечеству», «должен возвысить славу природного языка своего, раскрыть его сокровища и обогатить оборотами и выражениями, ему свойственными» зритель, 1821, ч. V, кн.2, с.279.

В трактате «О романтической поэзии» Сомов выступил как провозвестник исторического взгляда на развитие литературы, проследил в её движении смену последовательных закономерных этапов.
Основная мысль критика в том, «что народу русскому… необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых», и самый верный путь к созданию национальной словесности — обращение к живым источникам народной поэзии, «нравов, понятий и образа мыслей», к сокровищам родной природы и истории. Другой важный тезис сомовского трактата уточняет первый: «весь мир видимый и мечтательный есть собственность поэта», «ограничить поэзию русскую воспоминаниями, преданиями и картинами нашего отечества… это было бы налагать новые оковы на гения», ибо, о чем бы ни писал поэт, «в каждом писателе, особливо в стихотворце, как бы невольно пробиваются черты народные» просвещения и благотворения, 1823, ч. XXIV, кн.11, сс. 147, 145, 143, 125.

Говоря о своеобразии классической и романтической словесности, критик подверг анализу самое понятие романтической поэзии, различая в романтизме разные тенденции. Путь к созданию самобытной русской литературы он видит в обращении и к национальному прошлому, и к фольклору, нравам, обычаям народов, населяющих «все пространство родного края», и к «всему миру видимому * мечтательному» современной жизни. Тезисы, близкие материалистической эстетике, Сомов положил в основу ряда полемических статей 1825 г. Он отстаивал в них мысль, что форма «зарождается в душе» поэта «вместе с самою идеею» и что «сотворить что-либо вне природы, или, по крайней мере, несходное с каким-либо из предметов чувственных, есть физически невозможное для человека даже с самым пылким воображением» пчела, 1825, N 41, 4 апреля; Сын отечества, 1825, ч. СIII, N20, с.473.

Эту программу Сомов стремился по мере сил практически реализовать в собственном творчестве.

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1827 — Юродивый
1827 — Приказ с того света
1827 — Вывеска
1829 — Кикимора
1829 — Русалка
1829 — Оборотень
1830 — Сказки о кладах
1830 — Странный поединок
1830 — Самоубийца
1831 — Видение наяву
1831 — Купалов вечер
1832 — Бродящий огонь
1833 — Киевские ведьмы
1833 — Недобрый глаз