Первенец

Первенец "новейшей архитектуры" ХIХ века


Строительство роскошных доходных домов, которые потом росли по всему Киеву, началось 145 лет назад на Крещатике.
На старинных изображениях Крещатика, датированных второй половиной позапрошлого века, центральная улица Киева вовсе не поражает высотой и пышностью зданий. Здесь не редкостью были скромно оформленные одно- и двухэтажные дома.

Но уже в начале 1870-х годов среди них возвышался массивный, украшенный скульптурой и увенчанный башнями четырехэтажный (со двора – пятиэтажный) корпус, охарактеризованный в путеводителе той поры как здание «новейшей архитектуры». В свое время киевляне называли его «дом де-Мезера».

Имя Франца де-Мезера хорошо известно тем, кто интересуется старыми киевскими фотоснимками. Его фотографическое ателье, основанное в конце 1865 года, много лет пользовалось доброй славой.

Франц Казимирович происходил из шляхетского семейства на Волыни; фамилия его была подправлена на «французский» манер. Он обучался живописи в столичной Академии художеств, потом поселился в Киеве и некоторое время занимал должность преподавателя рисования в Институте благородных девиц. Но наибольшую популярность он обрел в «матери городов русских» как фотограф, мастер качественных снимков. Ателье де-Мезера выполняло многочисленные фотопортреты различных форматов: маленькие «визитные», несколько побольше «кабинетные» и совсем большие настенные – вплоть до «портретов-монстр» 80 на 120 см.

В 1895 году пресса сообщила о праздновании 30-летнего юбилея фирмы де-Мезера, подчеркнув, что он остался «последним из могикан» – единственным практикующим фотографом из тех, кто начинали в Киеве это дело. Но Франц Казимирович не собирался уходить на покой, и в 1915-м почтенный мастер успел еще отметить 50-летие своей фирмы. Скончался он в глубокой старости в 1922 году.

Вернемся, однако, к доходному дому, о котором зашла речь. Располагая некоторым достатком, знаменитый фотограф и его жена Алина Адамовна в 1871 году решили вложить деньги в крупную недвижимость. Они приобрели участок на Крещатике (№ 41 по тогдашней нумерации – теперь место перед правым крылом известной «высотки» с бывшим кинотеатром «Дружба»).

В следующем году там началось возведение обширного доходного здания с флигелем в тылу – едва ли не самого крупного в то время доходного комплекса в центре города. Новым для Киева стало весьма пышное оформление главного фасада по мотивам ренессанса и барокко. Известно, что де-Мезеры пригласили строителей-итальянцев: их заказ выполняла фирма Себастьяна Куртоло и Доминико Перинни.

Не забывая о своей профессии фотографа, Франц де-Мезер увековечил ход работ. Снимки, которые он выполнил летом 1872 года, уцелели в архиве. Это, по-видимому, самые старые документальные изображения процесса жилищного строительства в Киеве.

Чтобы собрать необходимую сумму, де-Мезеры одолжили 100 тысяч рублей в одном из киевских банков – Обществе взаимного кредита. Истратив все деньги, они рассчитывали на увеличение кредита – ведь дом был уже почти готов. Однако Общество отказалось пойти им навстречу. Его руководителей смущала новизна вопроса. Уже потом, в конце XIX и начале ХХ столетия, банки охотно кредитовали доходное строительство, поставив это дело на поток. А 140 лет назад Общество взаимного кредита, очевидно, просто побоялось давать деньги должнику, и без того взявшему немалую сумму, – а вдруг проект не окупится В то же время Общество-кредитор не позволяло должнику закладывать недостроенный дом еще у кого-то.

Кончилось это для де-Мезеров плачевно.

В 1873 году они как-то ухитрились закончить строительство. На некоторых фотоснимках той поры Франц Казимирович проставлял адрес ателье: «Крещатик, дом де-Мезера».

Но рассчитаться с долгами так и не удалось. Кредиторы подали к взысканию, и усадьбу в 1874 году выставили на торги, а ее владельцев признали несостоятельными должниками. Хорошо еще, что все документы на дом и участок были оформлены только на Алину де-Мезер. Благодаря этому фотографическое заведение осталось в распоряжении ее мужа – оно лишь перебралось в другой дом на Крещатике.

Бывшее домовладение де-Мезеров купил с торгов Полтавский земельный банк. Позже оно перешло в руки купца Николая Лучинского. Он получал с доходного дома немалые прибыли – как от жильцов, так и благодаря аренде помещений магазинов, занимавших весь первый этаж.

Одним из позднейших владельцев здания был известный киевский бизнесмен и филантроп Михаил Дегтерев. Когда же на исходе 1898 года Дегтерев скончался, его доходный дом наряду с другой недвижимостью был завещан городу – в обеспечение деятельности известной Дегтеревской богадельни, которую выстроили на оставленный тем же меценатом капитал. С тех пор дом на Крещатике оставался городской собственностью.

Потом настало советское время. Дом, по сути, остался в прежнем владении – ведь он и раньше был городской собственностью. В нем, уже по традиции, размещался магазин музыкальных инструментов, в этом же здании торговали военно-спортивными товарами.

Но взрывы и пожары 1941 года, уничтожившие большинство зданий старого Крещатика, не пощадили и первого «супер-пупер» роскошного здания. Оно превратилось в руины. Правда, его внешние стены, в отличие от большинства соседних зданий, все же устояли.

Если бы ситуация была иной, этот дом, в принципе, можно было бы и восстановить. Однако проект нового Крещатика предусматривал совсем другое.

Автор: Михаил Кальницкий