Почти до начала XIX в. Киев представлял собой три отдельных, разделенных оврагами части: Верхний, или Старый Город, Печерск и Подол. «И что это за город, Киев, - писала в 1787 году Екатерина II - здесь только крепости и окрестности!».

Почти до начала XIX в. Киев представлял собой три отдельных, разделенных оврагами части: Верхний, или Старый Город, Печерск и Подол. «И что это за город, Киев, - писала в 1787 году Екатерина II - здесь только крепости и окрестности!».


Творцом нового архитектурно-художественного облика города был Андрей Меленский.

Дворянин, сын вольноопределяющегося. Отдан учеником в московский Каменный приказ (1775-1780). Архитекторский ученик в Комиссии о каменном строении Москвы (1780-1786)
Архитекторский помощник в Экспедиции кремлевского строения, руководимой архитекторами В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым: участие в возведении Екатерининского-Головинского дворца в Лефортове у архитектора К.И.Бланка (1786-1787).
Переезд в Санкт-Петербург и работа в чертежной Кабинета Её Высочества у архитектора императорского двора Дж.Кваренги: участие в строительстве Ассигнационного банка, городских ворот, дворца Юсуповых на Фонтанке и прочее (1787-1792).
Звание архитектора и аттестат с правом самостоятельной строительной практики (1792).
Выехал в составе Комиссии в присоединенные польские земли: обмеры исторических сооружений и строительство зданий для новых губернских учреждений (1793-1799).
По окончании экспедиции награжден и назначен на должность волынского губернского архитектора. Переезд в Киев (1799) .
Проживал на Подоле - угол улиц Духовской и Набережной (до 1811).
Киевский городовой архитектор (1799-1829). Обширное строительство, возведение основных городских сооружений. Планировка новых частей города и разработка сводного плана Киева (1800-е). Основатель и руководитель губернской чертежной (1802-1829). Назначен в киевскую Комиссию управления доходами и расходами, ведавшую городским строительством (1806). После подольского пожара (1811) жил на ул. Хорива возле церкви Николы Притиска. Член Комиссии по восстановлению Подола (1812). Cотрудничество на восстановительном строительстве с архитекторами Л.И.Руска и В.И.Гесте (1810-е). Член Временного комитета по устройству Киева (1824-1827). Вошел в Комитет по составлению нового проектного плана Киева (1832) .

Весной 1799 года в 33-летнем возрасте Меленский был назначен на должность городского архитектора. Назначение, которое было почетным и одновременно удивительно сложным испытанием. Меленский не просто берется за завершение уже начатого его предшественником плана города. Он собственноручно инвентаризирует все без исключения городские строения, определяет участки под новую застройку, устанавливает их размеры и систему планирования усадеб, сохранившихся в Киеве вплоть до советских времен. Архитектор не только разрабатывает детальные проекты отдельных частей и районов - Подола и Житнеторжской площади, Печерска с селами Зверинец и Красница, Липок, Лыбедских поселений, Старого города, но и объединяет их в единую градостроительную целостность.

По генеральному плану А.Меленского в главную улицу города превращается поросший кустами овраг с ручьем - будущий Крещатик. Только в 1803 году главный архитектор распределил 118 новых участков для Крещатицкой застройки. Он прокладывает Владимирский спуск, связывая Печерск с Подолом через Крещатик, одновременно продлевает город в будущих, решающих направлениях его развития - через Васильковскую и Брест-Литовскую дороги.

На новой плошади, которая объединила Крещатик и Владимирский спуск (теперь Европейская), а следовательно - три исторических части города, в 1804 году он строит первый в Киеве стационарный театр. Для этого отдает место, выделенное для собственной усадьбы. Почти полвека играли на той сцене прославленные театральные звезды.

Андрей Меленский - отец новой эпохи в развитии архитектуры - эпохи украинского ампира.
Собственно, что еще должно оставаться от архитектора, как не его строения. Андрею Меленскому этого было мало. Он оставил после себя город. И какой город!
Похоронен на Щекавицком кладбище.

- Братский монастырь. Старый академический корпус 1703 - 04 гг. арх. И. Старцев. 1732-49 гг. - достройка 2-го этажа - арх. И.Шедель 1824 г. - восстановление арх. А. Меленский. 1863-64 - перестройка галерей арх. П. Спарро. 1950 - восстановление арх. Р.Р.Быкова.
- Братский монастырь. Дом настоятеля, 1781 г. Здание перестраивалось в 1820-х гг. арх. А.И.Меленский.
- Новый академический корпус Братского монастыря
- Братский монастырь. Поварня с келиями, ХVІІ–ХІХ в. Восстановление: 1824-26, арх. А. Меленский.
- Братский корпус на Ближних пещерах. Киево-Печерская Лавра. Корпус №44. 1820-е арх. А.Меленский.1847 - достройка 2-го этажа арх. П.Спарро.
- Братские кельи на Дальних Пещерах (корпус № 52) Киево-Печерская Лавра. 1823 г.
- Галерея с входом в Антоньевы (Ближние) пещеры и кельи для пономарей. Киево-Печерская Лавра. Корпус №41. 1749-1751 гг., арх. Й.Г.Шедель.1823 - достройка 2-го этажа арх. А.И.Меленский.
- Схимницкий корпус на Дальних пещерах (корпус № 51 ) Киево-Печерская Лавра. 1824-25 г. арх. А.И. Меленский. 1894-96 достройка 2-го этажа арх. В.Н. Николаев.
- Свечной завод (бывш.) Киево-Печерская Лавра. Гостинный двор. 1830-31 гг., - арх. А.М. Меленский.1872-74 - достройка 2-го этажа воен. инж. А.Середа. Киевская духовная академия и семинария
- Выдубицкий монастырь. Колокольня, нач. ХVІІІ – нач. ХІХ Нижняя часть: 1727– 33; верхний ярус с куполом: 1829–33 (арх. А.И. Меленский).
- Крестовоздвиженская церковь, 1811-41. ул. Воздвиженская, 1.
- Флоровский монастырь. Дом игуменьи 1818-19 гг.
- Флоровский монастырь. Дом Н. Амосовой (кельи). (корпус №12) 1830, ул. Флоровская, 3
- Флоровский монастырь. Колокольня 1732, 1821 - отстроил арх. А. Меленский.
- Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле 1809-10, ул. Парковая дорога, 1
- Церковь Спаса на Берестове XI-XII, XIV-XV, первая пол. XVII- начало XIX вв. 1813-14 - построили колокольню (арх. А. Меленский)
- Церковь Николы Притиска, 1695-1707. 1811 - востановление после пожара арх. А.И. Меленский 1880-е достройка колокольни арх. В.Н.Николаев. ул. Хорива, 5-а.
- София Киевская. Трапезная церковь (Теплая или Малая София) 1722—30 - Трапезная объединяла: обеденный зал, церковь Воскресения Лазаря и кухню.1760-е - достройка, арх. И.Г. Григорович-Барский. В 1822 в связи с ликвидацией Софиевского монастыря (1786) перестройка на зимнюю церковь Рождества Христова, - арх. А.И. Меленский.
- София Киевская. Кельи братские (Бурса). XVIII - XIX вв. С 1839 - Киево-Софиевское духовное училище. 1760–64 - арх. И.Г. Григорович-Барский. 1822-25 - перепланировка под архиерейские покои, арх. А.И. Меленский.
- Новая" трапезная и гостиница 1838—39 гг., проект 1824 г. арх. А.И. Меленский. Классицизм. На первом этаже - кельи причан (монастырская гостиница). На втором этаже - трапезная палата, буфет
- Колонна Магдебурского права 1802–08 гг., арх. А.И. Меленский. В 1862 году в пьедестале памятника появилась небольшая часовня, в которой монахи продавали «святую воду». Колодец со святой водой наполнялся из ключей по трубопроводу. В 1863 году часовня была передана во введение Киево-Печерской Лавре. В 1867 году был построен новый колодец (бассейн) в виде чаши 1914-15 - устроена лестница, арх. М.П. Бобрусов. 1988 г., 2013 г. – реконструкции.
- Колокольня со Святыми вратами 1740-41 гг., первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 года. 1821 - реконструкция арх. А.И.Меленский.
- Николо-Тихвинская церковь («Старая» трапезная) конец ХVІІ, сер. ХVIII вв. после пожара 1811 г., восстановленная арх. А.И.Меленский в формах барокко. 1990-е гг. - реставрация. На первом этаже находится теплая церковь, во имя св. Николая, а во втором ярусе - холодная церковь в честь явления Тихвинской иконы Богоматери. Трапезная палата примыкает к храму с северо-запада. По причине малых размеров церкви, регулярные богослужения в ней не совершаются, и для паломнического посещения она недоступна.
- Собор Вознесения Господня (Вознесенский собор) 1722-32 гг. После пожара 1811 г. в 1817 восстановлена арх. А.И. Меленским в первоначальных формах украинского барокко
- Церковь Воскресения Христова 1821-24 гг. Застекленная металлическая часовня над старым надгробием прп. Елены (Екатерина Александровна Бехтеева, 1756-1834).
- пл. Контрактовая, 4. На месте портика главного входа до 1930-х находилась колокольня Киево-Братского Богоявленского монастыря (1756–1758, архитектор С. Ковнир, надстроена в 1815). 1826 - полукруглые в плане одноэтажные магазины были пристроены с северной стороной, арх. А.И.Меленским. 1899 - постройка 2-х этажных магазинов с южной стороны. 1904 - достройка 2-го этажа с северной стороны. 1947 были надстроены два этажа, пристроен прямоугольный корпус во дворе, здания объединены шестиколонным портиком с фронтоном.Киево-Могилянской академии.
- пл. Контрактова, 12. Дом купца Назария Сухоты (магистрат), 1804. Дом пострадал от пожара 1811 и был восстановлен.
- ул. Братская, 2. Магистратское зернохранилище, 1769 арх. И.Г. Григорович-Барский. 1811-12 восстановление после пожара арх. А.И. Меленский.
- ул. Григория Сковороды, 9б. Жилой дом ("Останец"), кон. ХVІІІ – 1-я пол. ХІХ в. После пожара 1811 г. арх. А.И.Меленский перестроил это здание в формах классицизма.
- ул. Межигорская, 1. Контрактовый дом, 1815 - 17 гг., арх. В.Гесте, строительство под руководством арх. А.И.Меленского.
- ул. Московская, 40Б. Жилой дом, 1820 г. "Старопечерский дом", сейчас - музей культурного наследия.
- ул. Набережно-Крещатицкая, 27. Бурса Киевской Духовной Академии, 1778 г. арх. И. Григорович-Барский. Достройка: 1811 г. арх. А. Меленский.
- ул. Притиcско-Никольская, 4/6. Жилой дом.
- ул. Притиcско-Никольская, 7. Усадьба. Главный дом с аптекой, 1818-20.
- ул. Покровская, 5. Особняк Стрельбицкого, 1808 г. После пожара 1811г. восстановлен. 1837 снова горел. С 1883 владелец усадьбы купец М.П.Дегтярев. 1883 – перестройка для размещения Подольской богадельни для немецких православных христиан. Проживало до 60 человек. 1984-85 – реставрация с возвращением первоначальной формы. Резиденция посла США в Украине.
- ул. Покровская , 11. Дом с магазинами, 1809 г.
- ул. Спасская, 16 б. ХVІІІ в. нач. ХІХ в. - перестройка арх. А.Меленский.
- ул. Хорива, 4. Городская усадьба. Жилой флигель, 1832.