Рассказываем историю пары, которая год путешествовала в доме на колесах с собакой и маленькой дочкой.

Рассказываем историю пары, которая год путешествовала в доме на колесах с собакой и маленькой дочкой.



Взяли палатку, сели в свою легковушку и погнали сначала к Балтийскому морю, потом в Берлин, оттуда в Амстердам… Ездили таким образом две недели, но палатку так ни разу и не разложили: все время спали в машине.

— Мы могли выбрать любое место ночевки и самый лучший вид. Захотели — остановились прямо на улице красных фонарей. Единственная проблема — это душ и туалет. Да, на трассах есть заправки, но мы-то в основном колесили по достопримечательностям. И тогда Артема осенило: нам нужен автодом! — вспоминает Лена.

Так белорусы стали обладателями Fiat 1988 года. Стоил он €5500. Говорят, купили его в отличном состоянии: первое время заходили туда как в музей.
— Внутри есть туалет, душ, кухня с холодильником, газовой плитой и мультиваркой, много разных сундуков и шкафчиков, одна большая кровать, три дивана, стол. Такая компактная квартира-студия на колесах.

Отопление и подогрев воды в машине газовые (одного баллона хватает на пять месяцев), электричество в жилой части — от аккумулятора. Он заряжается либо от генератора во время движения, либо от солнечной батареи на крыше.

На своем автодоме семья проехала через 22 страны — это около 40 000 км. Первое путешествие заняло у них год. Они неделями жили на берегу моря в Болгарии, ночевали в самом центре Будапешта и Стамбула (хоть в некоторых государствах и запрещено парковаться на таких машинах вне кемпингов, супругам ни разу не выписали штраф), любовались Афоном прямо из своего окна. При этом никакого четкого плана у мужа и жены никогда не было: они могли проехать за день 300 км, а могли целый месяц стоять на одном месте.

— Особых трудностей мы никогда не испытывали, хотя случалось всякое. В Лиссабоне мы случайно забрались в самый центр города: там были очень узкие улочки, и мы боялись, что застрянем и создадим коллапс. В Анталии дом скатился с подпорок и врезался в дерево, из-за чего треснуло заднее окно. В Бухаресте в нас въехала другая машина и разбила заднюю фару. А еще у нас как-то сломался аккумулятор — мы несколько недель жили со свечами и фонариками, пока ждали запчасть из Китая. На этом все. Какого-то по-настоящему серьезного ремонта наш автомобиль пока не потребовал.

Бюджет для продолжительных поездок супруги определили такой: тратить не больше $300 в месяц — это расходы на топливо и питание. Считают, что без своего автодома они в такую сумму никогда бы не вписались.

— Конечно, все зависит от страны и количества пройденных километров. В Турции мы проехали 2500 км и потратили $700, но зато закупились продуктами на год вперед, некоторые крупы до сих пор доедаем (спустя три года!). А в Греции месяц стояли в одной точке и умудрились прожить на €11! Собирали дикий виноград, яблоки, апельсины, хурму, оливки, инжир, орехи… В магазин всего два раза зашли за печеньем и шоколадками. А в Болгарии мы провели много времени у моря, которое выбрасывало на берег мидии. Поэтому часто их готовили.

Экономить помогало и то, что по кафе и ресторанам семья не ходит. Даже хлеб Лена печет сама в мультиварке. Но в основном питаются они фруктами, овощами и крупами. Интернетом в дороге тоже пользуются редко — еще минус энная сумма денег.

— Путешествовали за счет накоплений, но если бы их не хватало, легко нашли бы подработку. В той же Португалии можно устроиться на плантацию и получать на двоих €2500.