В Киеве ликвидирован факультет авиационных и космических систем

В Киеве ликвидирован факультет авиационных и космических систем

«Последнее прощай» украинскому космосу

В Киевском политехе, который нынче называется Национальным техническим университетом имени Игоря Сикорского, по решению ректора и административного совета закрыт факультет авиационных и космических систем (ФАКС). Это был единственный на Украине факультет, выпускавший специалистов авиационно-космической отрасли. Студентами ФАКС были более 500 человек, в том числе более 50 иностранцев. Доход факультета составлял примерно $250 тысяч в год.

Чем занимались выпускники ФАКС:

– строили самолёты в «Антонове» (после государственного переворота 2014 года предприятие не в состоянии наладить серийный выпуск самолётов без российских комплектующих, на их замещение украинскими требуется не менее двух лет при условии финансового участия государства в программе импортозамещения, но государственная поддержка полностью отсутствует с 2010 года);

– создавали оптику для космонавтики на заводе «Арсенал», от которого ныне осталось только конструкторское бюро, переименованное в казённое предприятие специального приборостроения «Арсенал» и имеющее очень скромные доходы;

– разрабатывали ракеты класса «воздух – воздух» и авиационные приборы на заводе имени Артёма, который в настоящее время на фоне остальных предприятий отрасли выглядит наиболее успешным: если в начале 2014 года долги по заработной плате работникам превышали 14 млн гривен (на то время чуть меньше $2 млн), а предприятию приходилось отправлять персонал в неоплачиваемые отпуска из-за отсутствия госзаказов, то по мере того, как разгорался вооружённый конфликт на Востоке Украины, завод стал получать заказы на производство корпусов для артиллерийских снарядов с калибром 152 мм, а в настоящее время там идёт подготовка к серийному производству комплексов активной защиты «Шершень» и «Заслон» для Турции;

– разрабатывали космическую технику в КБ «Южное» при Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова, ещё не так давно претендовавшем на звание мирового лидера в области ракетостроения. Сегодня завод работает три дня в неделю, работники получают мизерную зарплату, а специалисты массами уезжают в Россию и в Европу. Накануне Дня космонавтики работники Южмаша обратились к правительству с призывом спасти космическую отрасль Украины, но вряд ли Украине нужен космос;

– создавали двигатели для самолётов и вертолётов на АО «Мотор Сич», 55% акций которого сегодня принадлежит Китаю, а 17% – Панаме. Завод «Мотор Сич» также можно назвать успешным по нынешним меркам: украинские СМИ наперебой пишут о создании на заводе нового вертолёта «Надежда», который 16 апреля прошёл лётные испытания. Впрочем, вертолёт этот не то чтобы совсем новый, а модернизированный советско-польский вертолёт Ми-2 образца 1960-х годов. Предприятие также занимается модернизацией советского «кукурузника» АН-2 образца 1940-х годов;

– выпускали пассажирские и военные самолёты на Харьковском авиационном заводе, который сегодня является самым крупным должником по зарплате в стране – он должен своим работникам более 74 млн гривен (около $3 млн). Чтобы как-то свести концы с концами собирается наладить производство пластиковых окон, ведь за последние пять лет предприятие не выпустило ни одного самолёта. А погасить задолженность по зарплате завод обещает не ранее 2023 года;

– создавали системы управления ракетно-космической техникой на заводе «Хартрон», который сегодня гордится разработкой «конструкторско-технологической документации, на основе которой изготовлены и установлены на вокзалах ЮЖД информационные табло». Завод сегодня знаменит не столько своими разработками, сколько скандалами, связанными с арестом контрольного пакета акций хозяйственным судом Киева;

– принимали участие в разработке программного обеспечения центров управления полётом (ЦУП) спутников на предприятии «Днепрокосмос», который нынче оказался в «расстрельном» списке Минэкономразвития из 1255 предприятий, регламентирующем их продажу, аренду или ликвидацию;

– выпускали космическую аппаратуру на предприятии «Киевприбор», которое сегодня переориентировалось на «земные» проблемы: занимается производством приборов для электроэнергетики и товаров народного потребления, благодаря чему не является убыточным, как другие предприятия космической отрасли. Что же касается единственного украинского спутника «Лыбидь», запуск которого намечался ещё в 2011 году, то судьба его пока под большим вопросом – по крайней мере в этом году его запуск вряд ли состоится из-за отсутствия ракеты-носителя «Зенит». Эти ракеты производил Южмаш, но на 70% «Зенит» состоит из российских комплектующих, включая двигатель первой ступени. Вот такая «зрада» кругом. Сам спутник хранится в Красноярске (Россия), но ещё в 2016 году российская сторона уведомила Украину о скором истечении двухгодичного гарантийного срока хранения, после которого необходима замена части оборудования. О