Яков Миркин: Люди – злобны, добро – бессильно. Именно это в центре «системы управления»

Яков Миркин: Люди – злобны, добро – бессильно. Именно это в центре «системы управления»


3a38c0d6


Азбука Макиавелли

«Государь». Этой книге 600 лет.

В ней — ингредиенты власти скукоженной, больной. А, может быть, просто власти. Вечной, повсеместной.

Как там «Фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать».

А) Люди – злобны, добро – бессильно. Именно это в центре «системы управления». «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость». Людей – ласкать либо уничтожать, ибо за малое зло человек отомстит, а за большое — уже нет.

Исповедовать только добро — погибнешь. Ибо столкнешься с массой людей, чуждых добру.

Б) Натиск, напор, гнать вперед удачу, вооружение, нужны война, враги, свои войска и смута – всем овладеть.

«Натиск лучше, чем осторожность». Страсть к завоеваниям – естественна. Если не стремишься проглотить кусок больше, чем сможешь – тогда никто не осудит.

Вооруженные пророки побеждали, все безоружные гибли. Расстроить порядок, посеять смуту, чтобы овладеть.

Создать войска — личные. А также врагов, чтобы одержать над ними вверх. Чтобы внушить почтение – надобна война. Вступить в нее решительно, врагом или другом. Стоять в стороне – ведет к крушению.

В) Централизация управления. Всё – в одной руке. Сосредоточение. Удержать страну нетрудно, если в ней не знали свободы. В республиках никогда не умирает память о свободе. В них больше жизни, больше ненависти, больше мести. Их или разрушить – или полностью занять собой.

Г) Разделяй и властвуй. Выравнивай поле. Слабым — покровительство, сильных — ослабить. Великие мира сего не забывают о старых обидах.

Не допускать, чтобы слабые расширялись и крепли. Чужое могущество, сильных – не умножать.

Истребить первых, свалить вину на других, тех тоже истребить, успеть, пока есть перевес, нагнать своих людей. Устранять людей вредных.

Д) Вера, страх, любовь, молниеносное зло, длинные благодеяния помалу – принципы управления. Народу внушить страх и любовь. Вера в народе иссякнет – заставить его верить силой.

Власть можно стяжать убийством сограждан, вероломством, жестокостью и нечестивостью. Обиды нужно наносить сразу, не возобновлять из дня в день, благодеяния – оказывать мало-помалу. Тогда люди успокоятся.

С народом — дружить. Народ того только требует, чтобы его не угнетали. Видя добро, когда ждал зла, привязывается к благодетелю.

Е) Осатанеть. Хочешь сохранить власть, отступи от добра. Ради порядка нужны несколько расправ. В этом милосердие. Не злоупотребляй им. Будь скупым, чтобы не обременять подданных. Расточай чужое, а не свое имущество. Лучше страх, чем любовь. Нечеловеческая жестокость внушает ужас и благоговение. Великие дела удаются лишь тем, кто не держит слова. И тем, кто обводит вокруг пальца. Быть обманщиком и лицемером. Быть львом, чтобы отпугнуть волков, и лисой, чтобы обойти капканы. Быть в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – а внутри готовым к другому. С языка – пусть льются только эти добродетели. Люди судят по виду. И по результату – чернь прельщается видимостью и успехом, а кругом – одна чернь. Когда за большинством стоит государство, меньшинству в мире не остается места.

Ж) Монументальность, непоколебимость. Решения должны быть бесповоротны. Никому не сметь думать, что может обмануть или перехитрить.

Являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Не являть непостоянство, легкомысленность, изнеженность, малодушие и нерешительность.

З) Балансировать между. Опасаться заговоров. Быть угодным народу – чтобы их предотвратить. Не быть ему ненавистным. Пустить в ход величие власти, друзей, вся мощь государства, народное благоволение. А если народ питает вражду и ненависть — бояться всех и каждого. Почтение к элите, не ожесточать ее. Удерживать и уравновешивать народ, элиту и войска. Их интересы — противоположны.

И, наконец-то.

И) Дождались. Покровительствовать дарованиям. «Побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие —открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами».

Крещендо.

Ж) Занимать народ празднествами и зрелищами!

Аминь!

Кто из тех, о ком мы думаем, читал Макиавелли, как азбуку

Из книги «Правила неосторожного обращения с государством»