ЗАКАРПАТСКИЕ ХРОНИКИ. УТРАЧЕННОЕ КОЛЕНО БОГОИЗБРАННОГО РУССКОГО НАРОДА

ЗАКАРПАТСКИЕ ХРОНИКИ. УТРАЧЕННОЕ КОЛЕНО БОГОИЗБРАННОГО РУССКОГО НАРОДА


Кирилл ГАЛУШКО
историк, кандидат исторических наук, публицист

Подкарпатские русины до сих пор сохранили старое самоназвание украинцев

"ДС" продолжает проект "Исторический фронт с Кириллом Галушко".

Привет, боец исторического фронта! Пришло время еще разок разобраться с национальными названиями. Ибо, если вспомнить тему "игры в наперстки", украинцы — прекрасные специалисты по запутыванию себя и своих соседей своими названиями и как народа, и как страны. И Русь была и вроде как есть (не переехала), и Украина тоже существует и имеет свои разные воплощения во времени. И Киев — мать городов руських, и притом столица Украины. Поэтому и возникает регулярно у российских публицистов и политиков мысль о том, что украинцы — это такие "испорченные русские". И надо им помочь вновь обрести истинную родину и имя. Например, с помощью минометов и танков на Донбассе. Но этот рецепт как-то слабо работает. Не вызывает доверия и благодарности. "Новороссия" не заработала, а "Малороссия" канула в небытие даже не озвученной. Но есть в этой теме "утраченных русских людей" и своеобразный черный ход. Ибо есть на противоположном от России конце Украины — Закарпатье — "русские люди". Имеются в виду подкарпатские русины.

Был я днями в Ужгороде и сталкивался с разными достойными местными жителями. Одни считают себя украинцами, а другие — русинами. Причем одни это сочетают, а другие подозревают, что, возможно, они более русины. Есть разные варианты: "русин-украинец", "культурный русин", "политический русин". "Политический русин" позиционирует себя как представителя отдельного народа, игнорируемого украинскими властями. Основная проблема состоит в том, что по идее к русинам следует относить большинство населения Закарпатья, ибо это весь местный народ.
Но большинство населения Закарпатья об этом не в курсе и считает себя украинцами. "Русинит" какой-то процент. А если пройтись по местным субэтническим названиям, то местные украинцы являются одновременно руснаками, лемками и гуцулами. У каждого субэтноса есть свой диалект или наречие, которые так оживляют для приезжих разговорный фон Закарпатья. Притом аборигены могут пребывать в обычных настроениях "внутреннего расизма", подозревая, например, гуцулов в том, что они не настоящие закарпатцы, а мигранты из галицкого или буковинского Прикарпатья. Гуцулов это, понятное дело, мало беспокоит. И вообще, все зависит от точки зрения. Ведь если ты живешь в Закарпатье, то видишь ПРИкарпатье, а вся остальная Украина является ЗАкарпатьем.

В свое время Киев так и не признал русинов отдельным народом, достойным упоминания при статистике и переписи населения. Потому что этнографы и лингвисты так и остались при мысли, что закарпатские русины — субэтнос украинцев. Это, ясное дело, тоже кому-то не понравилось. Со списком этнических меньшинств в Украине споров хватает. Вот если (как считает Румыния) молдаван считать румынами, обидится Молдова. Остаешься на молдавской точке зрения — обижается Румыния. Поскольку тут этнические меньшинства имеют за своей спиной государства, то надо чтить все точки зрения. Если молдаване Украины начнут себя считать румынами и так запишутся при следующей переписи населения, то так оно и будет. Но пока что и молдаване существуют в документах, хотя, как шутят лингвисты, все можно, только невозможен румынско-молдавский словарь. В нем на обоих языках все будет одинаково.
Потому что молдаване — не субэтнос румын (как гуцулы относительно украинцев), а обычная часть одного народа, который использовал разные названия относительно себя. Историческая Молдова (княжество, существовавшее с XIV по XIX вв.) — это все на восток от румынской части Карпат до Днестра, т. е. и четверть современной Румынии. Современная Молдова (государство) исторически была частью Бессарабии, которая входила в это самое Молдавское княжество. А юг современной Румынии до середины XIX в. был Валахией. Во всех источниках до XIX в. будущих румын и молдаван соседи называли валахами. А "будущих", потому что румынами они решили называться в XIX в., и объединение Валахии и Молдовы так и стало называться — Румыния. Просто Бухарестский мир 1812 г. отрезал бессарабскую часть валахов от Молдовы в пользу Российской империи. И потом румыны считали это частью Румынии, а в XX в. советская Россия — Молдавией. Жителей Молдавии Румыния считала румынами, а СССР — молдаванами. И пока Румыния и Молдова не разберутся с этим между собой, у нас будут писать и так, и так.
Простите меня за долгий экскурс в историю восточнороманского населения Европы. Все это иллюстрация и к русинской теме.

В теории, если существует отдельный народ, то у него должно быть оригинальное название, и другие народы так не называются. Вот, например, наибольший ареал компактного проживания немцев в одном государстве называется Германией. В Австрии и Швейцарии, несмотря на разницу названий стран, тоже живут немцы. В XII в некоторые немцы начали переселяться в Трансильванию, где и осели. Но их там звали саксы. И если бы они там создали свое государство, вряд ли оно называлось бы Германия. Но при этом они остались бы немцами. Если мы еще не запутались окончательно, все же вернемся к русинам.
Русинами называли себя украинцы с XI или XII вв., если брать упоминания источников. До этого Русь ассоциировалась более с варягами, чем со славянами. К началу XII в. можем уже за летописью утверждать: "поляне яже ныне зовомая русь". Викинги растворились, и слово "русин" стало означать славянина, подданного Рюриковичей. Русинами были подданные королевства Руси в XIII–XIV вв. Русинами звали себя наши предки от Карпат до московской границы в XIV–XVII вв. В XVII в. на "Русь" начинает накладываться "Украина". Но последнее название было популярно на казацких территориях, т. е. на Надднепрянщине. Галичина, Волынь, Буковина и Закарпатье тогда не подпали под "украинизацию". Зато Харьковский университет и Слободская Украина в начале XIX в. запускают процесс переименования, который разовьется в украинском национальном движении. На рубеже XIX–XX ст. галицкие русины становятся украинцами. До Закарпатья украинский национальный проект приходит уже в 1919 г. (Гуцульская Республика) и в межвоенное время, что приведет к Карпатской Украине 1939 г.

За что респект современным русинам, так это за сохранение старого самоназвания украинцев. Оно напоминает о том, что мы — русины, а не русские. Понятно, что русинами играются политики и спецслужбы, но мы же смотрим с точки зрения истории... С этой точки зрения я — надднепрянский русин, а львовянин — галицкий. И все мы точно так же, как и русин закарпатский, — украинцы...

ФОТО: Этнографическая карта Европы из Атласа Бартоломью, 1923